спойлер
Не помню точно и конкретно из-за чего я решила изучить эту тему, но, скорее всего, потому что хотелось действительно понять суть РАС. Не по распространенным стереотипам. К тому же, учеба на дошкольного педагога способствовала тому, чтобы расширить знания.
Из поверхностного чтения в углубленное изучение меня "перевела" настороженность. Настороженность от того, что данные описания кого-то очень сильно напоминали, но требовались разъяснения по некоторым пунктам критерий диагностики.
Особенно меня в первую очередь привлек именно специальный интерес как симптом.
Потом уже остальное.
Наткнулась тогда на два сайта. Один из которых, собственно, aspergers.ru.
Прошла тесты, которые единогласно указывали на аутичность.
Тогда я начала думать, что тесты явно не предназначены для точной диагностики, поэтому стоит читать дальше.
Смешав научные статьи и статьи аутичных людей, я все больше начала убеждаться, что РАС или что-то в расширенном фенотипе точно есть.
Особенно статьи аутичных женщин попадали прямо "в точки", так сказать.
Прочитав какое-то количество "статейных" источников решила ознакомиться непосредственно с литературой на данную тему (художественной).
Правда, у меня получилось найти на тот момент только две книги в свободном доступе.
Какое-то время было облегчение от осознания, потом накатила невнятная депрессия (или что-то наподобие), которая на целый год совершенно отстранила меня от дальнейшего изучения
К тому же, появилась какая-то неожиданная убежденность, что при РАС специальный интерес может длиться только очень много-много лет, да явно не по тем тематикам, которые мне были интересы в течении жизни.
спойлер
Моя аутичность, которая проявлялась всецело в школе немного сгладилась в колледже от того, что там предоставили довольно "тепличные" условия, жесткое структурирование учебной жизни, личностно-ориентированный подход к каждому студенту, внятную балльно-рейтинговую систему и полноценные презентации к каждому уроку, доступные и интересные объяснения. К тому же, наконец-то перестали гнобить сверстники.
Все длилось ровно три года, а потом нас перевели из нашего здания в другое. Несмотря на то, что преподаватели остались те же, одногруппники те же, что-то пошло не так. Никак не могла адаптировать к новым условиям.
И именно в этот год в начале
второго семестра узнала о СА.
И как только в конце года состояние стабилизировалось (более - менее адаптировалась), получила диплом и отправилась поступать в институт. Появилась надежда на то, что все станет лучше. Тем более, как оказалось, учеба должна была проходить в том же самом здании, где я проучилась первые годы колледжа. (Впрочем, так и есть практически).
И на этом снова начался какой-то "ад". Если трудности в общении всегда были, и я к этому более-менее привыкла, школа и колледж помогли наработать какие-то даже приемлемые социальные навыки, то сейчас самым ужасным стали сенсорные перегрузки (они всегда были в той или иной степени, но сейчас они стали чуть более явными. Возможно от осознания того, что является сенсорной перегрузкой, возможно из-за перемены и дискомфортного существования) , жуткая усталость даже не в дни учебы и полный отказ в исполнительной
функции.
Грубо говоря, даже мытье посуды отнимает силы, словно я весь день упорно работала.
Я привыкаю обычно к нахождению в обществе, где в группе максимум человек 30, где особо тебя не замечают, дают работать в одиночестве и, в принципе, все определенно, рутинно, так сказать. Ты точно знаешь, в каком будешь сидеть кабинете, полностью ознакомлен с педагогом и знаешь степень интереса к предмету.
Но в институте этого, естественно, нет. Уже второй семестр, а наша группа (человек 40) постоянно смешивается еще с одной, то двумя, то тремя. Плюс свет, шум, усталость, что даже интересная дисциплина становится полностью невыносимой.
Если в школе и в колледже мне удавалось отключаться от всего полностью, погружаясь в фантазии и мысли, то сейчас не получается это делать. Спасает только телефон, в который можно "уткнуться" да погрузиться с головой в интерес.
Конспекты записывать невозможно, так как наслух вся лекция половина внятна, половина сплошная звуковая каша. К этому же прибавляется ужасный почерк (с самого детства все сильнее регрессирующий) и плохая кратковременная память.
Презентации ничем не помогают, так как кратки и не на всю лекцию. Выделять из монолога лектора что-то главное не могу. (Нужно полностью все записать, так как трудности с выделением важного и второстепенного).
Грубо говоря, даже если другие люди пытаются инициировать контакт, даже если это что-то информативное, то общаться с ними не получается. Я не понимаю их, они, наверное, не понимают меня (не могу говорить за других, поэтому лишь рассуждаю по тому, что мне кажется, исходя из наблюдений).
Если близких людей я могу понять во многом достаточно хорошо, их юмор, какие-то чувства (хотя тоже бывают трудности), то остальных с большим трудом.
Долго соображаю, что ответить, понимаю всё буквально, и редко могу понять, шутят они или нет.
В большинстве случаев, еше зависит и от перегрузки.
спойлер
Помню, что не особо с кем-то в группе контактировала. Нравилось больше самой с собой играть.
Ярче всего помню утренник, где надели какую-то шерстяную, колючую, ярко-оранжевую кофту с какими-то пумпонами, и я хотела её все время снять.
Школьный возраст помню лучше, но обрывками, какие-то отдельные моменты.
(Бабушка, например, говорит: до школы нормальным ребенком была, а как в первый класс пошла - все. Это учительница виновата).
Вне школы общалась с другими детьми, но обычно из-за того, что мама любила собираться в
компании с другими мамами.
Но нормально и интересно играть мне было только с одной девочкой, с остальными почему-то не получалось.
(Впрочем, контакт прервался, когда наши мамы общаться перестали).
Первая гнобежка началась во втором классе, в основном, от девочек.
В школе общалась только с двумя (с одной из них дружим до сих пор после долгого перерыва). В основном, дружба строилась на интересе и играх.
Мне нравилось играть с ними в ролевые игры, но исключительно по теме животных. И часто сюжет был связан с просмотренными мультфильмами.
Хотя, как я помню, больше всего я любила режиссерские игры. Чем играть - не всегда было важно.
Собирала наборы с животными - ими же пыталась играть. (Кроме того, что мне просто нравилось их собирать и расставлять в определенном порядке). Обычно "героями" сюжета были одни и те же фигурки.
Так как на уроки приносить игрушки было нельзя, а играть хотелось (думаю, это даже можно назвать прорабатыванием социальных ситуаций), то использовала для этой цели ручки и карандаши. Особенно тогда, когда урок был неинтересным для меня. И внимание переключить можно было только методом отбора всего пенала.
Самым запоминающимся почему-то осталась не травля, а то, что мои друзья (те девочки, с которыми я в то время дружила) практически каждый день подбегали ко мне
и начинали петь песенку: а мы с тобой не дружим.
Несмотря на то, что в конце учебного дня они подбегали и пели (ту же песенку, только наоборот): а мы с тобой дружим, я все равно каждый день напротяжении трех лет воспринимала это буквально, очень расстраивалась.
Еще помню до пятого класса были воображаемые друзья. То же животные: лошадь и пес по имени Рекс.
И над этим тоже, мне кажется, смеялись.
Мы перестали общаться в конце четвертого класса, когда у меня украли мою любимую плюшевую игрушку без которой я не могла спать.
В пятом классе получилось так, что
вообще ни с кем не общалась. Травля продолжилась. Хотя она не была слишком открытой, но довольно сильно выбивало данное явление из "колеи".
Помню, что тогда увлекалась динозаврами после просмотра Парка Юрского периода и начала писать свои первые рассказы по данной тематике. Ко мне часто подбегал одноклассник, забирал тетрадь и на весь класс объявлял: Снова про своих динозавров пишешь?
При этом, почему-то все начинали смеяться. Мне это все казалось неприятным.
Летом 2008 благодаря ЧЕ начала увлекаться футболом. Этот интерес продлился довольно изолированно практически до 8 класса. Тогда вроде с общением стало налаживаться, так как стала
пытаться выходить во двор и играть с другими в футбол.
Но что-то не сложилось снова, и в 7 классе травля немного ухудшилась. Так как уже не от отдельных личностей, от одноклассников, но уже и даже от тех из школы, кого я вообще не знала.
Мы в то время снова сошлись с подругой на основе музыкальных интересов, которые тогда начали в большей степени проявляться, заменяя постепенно футбол.
Я всегда хотела перейти из школы в другую из-за травли, мама тоже была согласна, но у меня, в итоге, не получилось, так как испугалась смены обстановки. Лучше в этой школе добраться до 9-11 класса, чем перейти в другую и попасть в похожую атмосферу
С переходом в 9 классе в колледж я провожу аналогию с некой фразой "сжигание мостов".
Когда все настолько надоело, что, наконец, решаешься изменить что-то кардинальное в жизни.
Дальше колледж, как я писала ранее, помог мне адаптироваться довольно быстро. Материал, который в школе я осваивала с другом, показался не таким уж сложным. Даже химия понравилась, особенно органика и алканы :)
Оцениванивание мне больше понравилось (балльно-рейтинговая система заместо обычного оценивания от 2 до 5). Довольно занятно набрать баллы и каждый раз смотреть, сколько получилось в итоге.
Так же колледж свел меня с прекрасным человеком, с ней так
же до сих пор дружим. Меня привлекает то, что я могу постоянно ей рассказывать о том, что мне интересно, получать даже обратный ответ на интерес, так как иногда наши интересы схожи. И с ее слов: меня заинтересовало то, как ты увлекаешься какими-либо темами :)
В колледже так же поняла, что мне удается найти общий язык с детьми (дошкольного возраста).
Но все так же не могу нормально взаимодействовать с остальными людьми (сверстниками и взрослыми, не считая ближайших родственников. Иногда получается общаться с какими-либо "фриками" или людьми, которые в чем-то отличаются от других, но это, как правило, одиночные контакты
без дальнейшего развития).
В остальном:
Сенсорные особенности есть
- Не всю одежду люблю: особенно шерстяную, очень легкую или с какими-то заклепками, которые ощущаются изнутри. Не люблю давящую одежду, длинные рукава, с длинным воротом. Ненавижу юбки, платья и одежду, которая может оголять тело.
- Не слишком ограничен рацион питания, но легче перечислить, что я люблю, нежели наоборот. К тому же, из-за того, что отец тоже гиперчуствителен к еде, то обычно дома нет ничего из того, что я не ем. Или есть всегда альтернатива.
К тому же, я часто не могу понять, голодна или сыта. Когда испытываю сильный стресс, то начинаю есть довольно много, думая, что постоянно хочу есть.
Последнее же время я вообще почти не ем, так как кажется, что не голодна вообще никогда.
- Нормально переношу холод и жару. Всю зиму тепло одеваюсь только если с собаками выхожу гулять. В остальном, джинсы, футболка и куртка.
Так же и с жарой нормально. Хотя все же оптимальная погода - могу выйти в футболке без куртки, но ветер дует.
- Частая звуковая каша или неразберчивая речь у других.
На улицу не могу выйти без наушников с музыкой, так как снаружи много хаотичных звуков. Беруши не помогают.
- Чувствительность к свету. Особенно к освещающимся вывескам, светофорам и фонарям.
Чем сильнее перегружена, тем ярче светят данные источники.
И если их нет, то не особо люблю смотреть вперед, так как слишком много объектов. Чем дольше, тем сильнее ощущение, что кажется, словно все за какой-то слабовидимой пеленой.
( Иногда похожее состояние происходит после того, как "выходишь" из своих мыслей.)
Предпочитаю смотреть себе под ноги.
- Про походку говорят, что она странная. Не знаю в чем, но некоторые любят ее копировать, а мама ругается. К тому же, когда иду, всегда размахиваю правой рукой. Довольно заметно.
- Плохая мелкая моторика: ужасный почерк, не умею шить, вышивать, вязать. Шнурки завязываю
медленно.
Оригами не получаются никогда. С рисованием тоже обычно беда.
- Так же с самого детства трудно заниматься физкультурой (общеразвивающие упражнения под музыку, прыжки через скакалку, упражнения на оценивание (прыжки, метание, бег и т.д.), танцевать не умею и не получается.
- На новой местности плохо ориентируюсь. Помогает навигатор. Иногда даже путаюсь, если давно не была в том месте.
- Проблемы со сном. Либо засыпаю слишком поздно (если вообще сплю) не ранее четырех утра, либо засыпаю рано и часто просыпаюсь ночью.
- Есть стимминг.
- Единственное, могу много и ярковыраженно жестикулировать. Но, думаю, что это тоже отчасти стимминг, который помогает мне
при общении. Так как он ничего обычно за собой не несет, это просто хаотичные или плавные движения руками.
- Коллекционированием, но не слишком структурированным, занималась в детстве: наборы животных, детали из магазина запчастей и цветные пульки. Сейчас собираю попрыгунчики из детских автоматов, плакаты и билеты на концерты групп.
- Еще почему-то вспомнилось, что после просмотра Бумера, когда оказывалась на улице, а, особенно, куда-то ехала, то считала все черные BMW. Запоминала. И продолжала считать дальше, как только выходила на улицу. Длилось недолго, но память об этом осталась.
спойлер