Как составить программу для работы с ребенком с СА?
Как составить программу для работы с ребенком с СА?
У меня вопрос: как составить программу для работы с ребенком с СА? Чувствую необходимость в такой программе для меня как родителя и, возможно, какой-то вариант для учителя дочки. Но кто и как должен ее составить? Специалистов по данному диагнозу у нас в городе нет, те, что есть, занимаются какими-то другими вопросами, связанными с СА (психотерапевт, логопед).Понимаю, что должна сама себе поставить какие-то цели, задачи, накидать план работы - но не знаю, с какой стороны подступиться.Даже если просто вести дневник - то что в нем должно быть точно? Какие пункты? Может, кто-то поделится со своим планом, хотя, конечно, у каждого ребенка он свой, но хотя бы понять в принципе, что в нем может быть!?
- ghoststory
- модератор
- Сообщения: 17217
- Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
- Статус: Аутичный
Re: Как составить программу для работы с ребенком с СА?
Для моего сына мы с мужем заполняли опросник о навыках ребенка, по которому определялось, что освоено, что находится в зоне ближайшего развития, что совсем не освоено. Тому, что в зоне ближайшего развития (сам не может, но с помощью, подсказкой и т.п. уже делает), есть смысл целенаправленно обучать. В соответствии с этим может выстраиваться определенная часть программы.
Если говорить о целостной программе, то есть готовые зарубежные, например, TEACCH (книга о программе; в этой книге мне нравится наличие дифференциации РДА и синдрома Аспергера, в связи с чем есть возможность дифференцированного подхода в обучении). В Беларуси, когда определяют программу обучения, говорят об индивидуальном подходе, что при аутизме требует, практически, разработки индивидуальной программы для каждого ребенка, этим далеко не каждый специалист хочет заниматься.
Если говорить о целостной программе, то есть готовые зарубежные, например, TEACCH (книга о программе; в этой книге мне нравится наличие дифференциации РДА и синдрома Аспергера, в связи с чем есть возможность дифференцированного подхода в обучении). В Беларуси, когда определяют программу обучения, говорят об индивидуальном подходе, что при аутизме требует, практически, разработки индивидуальной программы для каждого ребенка, этим далеко не каждый специалист хочет заниматься.
Мои тексты неграмотны, но больший контроль невозможен. Прошу отнестись с пониманием.
- Fem
- аспи
- Сообщения: 154
- Зарегистрирован: 10 июл 2012, 22:32
- Пол: Женский
- Статус: Аутичный
- Откуда: Украина
Re: Как составить программу для работы с ребенком с СА?
iva, я недавно начала работать с такими детьми, но могу рекомендовать некоторые вещи. Определите, что вам ребёнок любит делать больше всего. Если любит раскладывать предметы в определённом порядке, то можно с помощью этого учить цвет, форму, размер и т.д., выкладывая всё это по закономерностям. Используйте занятия, которые задействуют слух, зрение, тактильные ощущения и речи. Если не говорит, то произносите звуки. Учите красный цвет - дайте попробовать красную вишню на ощупь, на вкус, выдавить из неё сок и нарисовать им на бумаге. Учите животное - послушайте его голос, повторите за ним, побегайте, как это животное. С аутистами детьми нужно создавать занятия, опираясь на специнтерес. По хду можете обучать эмоциям и учиться их контролировать. Хорошо сделал задание - учим Олю радоваться хорошей работе: хлопаем в ладоши, подпрыгиваем.
Re: Как составить программу для работы с ребенком с СА?
У моей дочки СА, с большими проблемами, но ходим в 1 класс обычной общеобразовательной школы. Речь не очень ясная( дизартрия, но почти преодоленная, фонем. слух развит), но говорит много, особенно сама с собой. Цвета она знала в 1,2 года, то же и животные и т.п. сейчас читает(ну, слов 30 в минуту), пишет печатно для себя, что хочет, считает в пределах 10 хорошо, в пределах 20 с пальцами. У нас страдает поведение, и несамостоятельна( представить,что одна на улице куда-то пойдет - не реально). То есть нам программа нужна, ориентированная не на обучение в обычном смысле, а на усвоение правил поведения и на саморегуляцию, умение заканчивать дело,контролировать процесс работы, слышать инструкции.Эмоций у нее - через край, и чужие неплохо понимает( если на этом заострить внимание, не самостоятельно).Но вот как эти эмоции контролировать?!
Использовать специнтерес - я согласна, мы так и пытаемся делать, к примеру,задачки составляем про любимых смешариков, читаем про них, мультики о них - только после домашки.
Использовать специнтерес - я согласна, мы так и пытаемся делать, к примеру,задачки составляем про любимых смешариков, читаем про них, мультики о них - только после домашки.
Re: Как составить программу для работы с ребенком с СА?
Кстати,любви к порядку у нее вообще нет,в комнате бедлам, никаких раскладываний по рядам и группам никогда не было. Это может быть у аутистов?
Она любит другие "порядки" - календарь, дни недели,порядок букв в алфавите(знает номер любой буквы). Я специально не зацикливалась на порядке, чтобы развивать гибкость, а то привыкнет, к примеру, к какому-либо ритуалу, а вдруг обстоятельства изменятся.Вот сейчас боремся с желанием всегда сидеть а в обществ. транспорте:привыкла, что место уступали, когда была маленькая - теперь требует до истерики.Взрослые - народ суровый, кажется, что у семилетнего ребенка не может быть проблем, он не устает и может всегда постоять.
Она любит другие "порядки" - календарь, дни недели,порядок букв в алфавите(знает номер любой буквы). Я специально не зацикливалась на порядке, чтобы развивать гибкость, а то привыкнет, к примеру, к какому-либо ритуалу, а вдруг обстоятельства изменятся.Вот сейчас боремся с желанием всегда сидеть а в обществ. транспорте:привыкла, что место уступали, когда была маленькая - теперь требует до истерики.Взрослые - народ суровый, кажется, что у семилетнего ребенка не может быть проблем, он не устает и может всегда постоять.
- tertia
- родитель
- Сообщения: 683
- Зарегистрирован: 16 мар 2011, 21:52
- Пол: Женский
- Статус: Нейротипичный
Re: Как составить программу для работы с ребенком с СА?
Тоже 7 лет недавно исполнилось. Вот мы сейчас, по моим ощущениям, доросли до занятий с психологом, будем как раз изучать эмоции, это сказкотерапия в сочетании с песочной терапией. Я почему захотела - вижу, что она сейчас может минимально их различать, интересуется, если в книге попадается, "разбитое сердце - это как?" И я вижу, что она сможет общаться по теме с психологом и слышать хоть какую-то часть заданий, ориентируется в том, что требуют. Мне кажется, что это важный следующий шаг в развитии.iva писал(а):Эмоций у нее - через край, и чужие неплохо понимает( если на этом заострить внимание, не самостоятельно).Но вот как эти эмоции контролировать?!
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость