Как составить программу для работы с ребенком с СА?
Как составить программу для работы с ребенком с СА?
У меня вопрос: как составить программу для работы с ребенком с СА? Чувствую необходимость в такой программе для меня как родителя и, возможно, какой-то вариант для учителя дочки. Но кто и как должен ее составить? Специалистов по данному диагнозу у нас в городе нет, те, что есть, занимаются какими-то другими вопросами, связанными с СА (психотерапевт, логопед).Понимаю, что должна сама себе поставить какие-то цели, задачи, накидать план работы - но не знаю, с какой стороны подступиться.Даже если просто вести дневник - то что в нем должно быть точно? Какие пункты? Может, кто-то поделится со своим планом, хотя, конечно, у каждого ребенка он свой, но хотя бы понять в принципе, что в нем может быть!?
- ghoststory
- модератор
- Сообщения: 16696
- Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
- Статус: Аутичный
Re: Как составить программу для работы с ребенком с СА?
Для моего сына мы с мужем заполняли опросник о навыках ребенка, по которому определялось, что освоено, что находится в зоне ближайшего развития, что совсем не освоено. Тому, что в зоне ближайшего развития (сам не может, но с помощью, подсказкой и т.п. уже делает), есть смысл целенаправленно обучать. В соответствии с этим может выстраиваться определенная часть программы.
Если говорить о целостной программе, то есть готовые зарубежные, например, TEACCH (книга о программе; в этой книге мне нравится наличие дифференциации РДА и синдрома Аспергера, в связи с чем есть возможность дифференцированного подхода в обучении). В Беларуси, когда определяют программу обучения, говорят об индивидуальном подходе, что при аутизме требует, практически, разработки индивидуальной программы для каждого ребенка, этим далеко не каждый специалист хочет заниматься.
Если говорить о целостной программе, то есть готовые зарубежные, например, TEACCH (книга о программе; в этой книге мне нравится наличие дифференциации РДА и синдрома Аспергера, в связи с чем есть возможность дифференцированного подхода в обучении). В Беларуси, когда определяют программу обучения, говорят об индивидуальном подходе, что при аутизме требует, практически, разработки индивидуальной программы для каждого ребенка, этим далеко не каждый специалист хочет заниматься.
- Fem
- аспи
- Сообщения: 154
- Зарегистрирован: 10 июл 2012, 22:32
- Пол: Женский
- Статус: Аутичный
- Откуда: Украина
Re: Как составить программу для работы с ребенком с СА?
iva, я недавно начала работать с такими детьми, но могу рекомендовать некоторые вещи. Определите, что вам ребёнок любит делать больше всего. Если любит раскладывать предметы в определённом порядке, то можно с помощью этого учить цвет, форму, размер и т.д., выкладывая всё это по закономерностям. Используйте занятия, которые задействуют слух, зрение, тактильные ощущения и речи. Если не говорит, то произносите звуки. Учите красный цвет - дайте попробовать красную вишню на ощупь, на вкус, выдавить из неё сок и нарисовать им на бумаге. Учите животное - послушайте его голос, повторите за ним, побегайте, как это животное. С аутистами детьми нужно создавать занятия, опираясь на специнтерес. По хду можете обучать эмоциям и учиться их контролировать. Хорошо сделал задание - учим Олю радоваться хорошей работе: хлопаем в ладоши, подпрыгиваем.
Re: Как составить программу для работы с ребенком с СА?
У моей дочки СА, с большими проблемами, но ходим в 1 класс обычной общеобразовательной школы. Речь не очень ясная( дизартрия, но почти преодоленная, фонем. слух развит), но говорит много, особенно сама с собой. Цвета она знала в 1,2 года, то же и животные и т.п. сейчас читает(ну, слов 30 в минуту), пишет печатно для себя, что хочет, считает в пределах 10 хорошо, в пределах 20 с пальцами. У нас страдает поведение, и несамостоятельна( представить,что одна на улице куда-то пойдет - не реально). То есть нам программа нужна, ориентированная не на обучение в обычном смысле, а на усвоение правил поведения и на саморегуляцию, умение заканчивать дело,контролировать процесс работы, слышать инструкции.Эмоций у нее - через край, и чужие неплохо понимает( если на этом заострить внимание, не самостоятельно).Но вот как эти эмоции контролировать?!
Использовать специнтерес - я согласна, мы так и пытаемся делать, к примеру,задачки составляем про любимых смешариков, читаем про них, мультики о них - только после домашки.
Использовать специнтерес - я согласна, мы так и пытаемся делать, к примеру,задачки составляем про любимых смешариков, читаем про них, мультики о них - только после домашки.
Re: Как составить программу для работы с ребенком с СА?
Кстати,любви к порядку у нее вообще нет,в комнате бедлам, никаких раскладываний по рядам и группам никогда не было. Это может быть у аутистов?
Она любит другие "порядки" - календарь, дни недели,порядок букв в алфавите(знает номер любой буквы). Я специально не зацикливалась на порядке, чтобы развивать гибкость, а то привыкнет, к примеру, к какому-либо ритуалу, а вдруг обстоятельства изменятся.Вот сейчас боремся с желанием всегда сидеть а в обществ. транспорте:привыкла, что место уступали, когда была маленькая - теперь требует до истерики.Взрослые - народ суровый, кажется, что у семилетнего ребенка не может быть проблем, он не устает и может всегда постоять.
Она любит другие "порядки" - календарь, дни недели,порядок букв в алфавите(знает номер любой буквы). Я специально не зацикливалась на порядке, чтобы развивать гибкость, а то привыкнет, к примеру, к какому-либо ритуалу, а вдруг обстоятельства изменятся.Вот сейчас боремся с желанием всегда сидеть а в обществ. транспорте:привыкла, что место уступали, когда была маленькая - теперь требует до истерики.Взрослые - народ суровый, кажется, что у семилетнего ребенка не может быть проблем, он не устает и может всегда постоять.
- tertia
- родитель
- Сообщения: 683
- Зарегистрирован: 16 мар 2011, 21:52
- Пол: Женский
- Статус: Нейротипичный
Re: Как составить программу для работы с ребенком с СА?
Тоже 7 лет недавно исполнилось. Вот мы сейчас, по моим ощущениям, доросли до занятий с психологом, будем как раз изучать эмоции, это сказкотерапия в сочетании с песочной терапией. Я почему захотела - вижу, что она сейчас может минимально их различать, интересуется, если в книге попадается, "разбитое сердце - это как?" И я вижу, что она сможет общаться по теме с психологом и слышать хоть какую-то часть заданий, ориентируется в том, что требуют. Мне кажется, что это важный следующий шаг в развитии.iva писал(а):Эмоций у нее - через край, и чужие неплохо понимает( если на этом заострить внимание, не самостоятельно).Но вот как эти эмоции контролировать?!
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость