Страница 1 из 4

Страх отказа, страх ошибки. Это аспи-черта или воспитание?

Добавлено: 24 май 2021, 22:55
Esperantisto
Предупреждаю, сейчас будет «поток мыслей», длинный. Но общая идея будет одна — СТРАХ. Страх отказа. Страх надоесть. Страх «неудобно».
Второй вопрос — как отличить аутичные черты от воспитания?


На форуме я выбрал себе статус «неопределившийся». То есть, очевидно, что аутичные черты у меня есть, но, в сравнении с многими, таких серьёзных проблем, как описываются, нет. Или «уже нет»... В достаточной степени социализирован, могу поддержать разговор со знакомым, с попутчиком в поезде, а какой я болтливый у врачей! Могу прийти в квиз в незнакомую команду и играть в ней как ни в чём не бывало, а могу и читать вопросы игры перед командами. Нет у меня Того Самого панического страха перед публичными выступлениями!

Но вот, слышу я рассказ одного паренька 20 лет о том, как он учится в университете. Обычный парень, даже в чём-то ещё подросток. Студент, но вряд ли хватающий звёзды с неба. В вузах таких — большинство. Примеряю на себя — и хочется провалиться со стыда. Итак, вкратце...
Хочу пройти летнюю учебную практику именно в Питере... через друзей нашёл одну компанию, но что-то там не понравилось. Хочу в более крупную. Договорился с (тут название государственной компании, которую все знают), стал искать квартиру. Нужно уложиться в 27 тысяч, а стоимость посуточного съёма, если за месяц, начинается с сорока... Нашёл квартиру, нашёл компанию, прихожу в деканат, там говорят «квартиру нельзя». Я такой, ну вот, два месяца побегал почём зря! Потом мне препод говорит «поедешь с нами?» Поеду, но придётся жить с кем-то ещё в комнате, что не очень хорошо.
Сколько бы раз вы занервничали, сколько раз бы захотели плюнуть на всё?
Договориться с компанией через друзей — ну, допустим... Сообщить потом им об отказе!
Договориться с другой компанией, самому... Договориться о квартире... Пойти в деканат... Узнать новость об обломе, зря тратил время...

А я тут, понимаете ли, сижу и несколько месяцев прокрастинирую батарейку в счётчике заменить, потому что надо куда-то обращаться. Нет, я бы обратился, не вопрос. Но... к кому именно? Я так и не понял, идти или звонить? Кому звонить, на частный номер? А что говорить? А как, а где?
Не люблю надоедать. Боюсь задолбать. Боюсь услышать отказ или налажать — наверно, в этом всё дело. Ошибки — до сих пор считаю, что они наказуемы, несмотря на то, что разумом понимаю, что на ошибках люди учатся.
Не хочется «выкраивать» время между работой и привычными занятиями. Кажется, та самая страсть к рутине, к колее, присущая аспи.
В то же время, ненавижу, когда рутина засасывает! Я взрослею, старею, а ничего не меняется в жизни — как это вгоняет в тоску!
Так что же это? Аутичная черта характера — или тупо СТРАХ?

А знаете, как я в университете учился? Так же, как и в школе: посещение, учение, ответы на экзаменах... Если тут есть студенты-аспи, хочу предупредить вас: это путь в никуда. Надо: после занятий не «уроки делать» бежать — а в лабораторию, лаборантом у какого-нибудь доцента. Помочь, подать, посидеть рядом. Так и узнаешь, что такое, собственно, «наука». И что ты вообще учишь. А то, что на лекциях... знаете, отучился — и так и не понял, нужно ли мне оно!
Когда был магистрантом, «меня нашли» для работы на приборе в одном из научных учреждений. Прибор привезли. На первых порах не устраивали работать, сначала пусть, дескать, твой научрук походит к нам по четвергам, а ты поучишься у него... Ну, я тоже стал ходить по четвергам. И сидеть-скучать рядом. Сидеть и ждать. ЖДАТЬ чего-то!
Прибор оказался немножко не той конструкции, которой институту было нужно. Научрук рассказал об этом всем... А я — так и ЖДАЛ чего-то, пока он суетился с прибором. Потом какая-то Ольга к прибору бегать стала и просить моего научрука самой с ней поработать. «Я работник института», видите ли... не помню, в каком контексте это она мне гордо сказала)) А я... что я? Разве же мне кто-то скажет: «Спасибо, но нам уже не нужен постоянный работник для этого прибора, ибо прибор не тот». Я реально не смог вовремя понять, что меня перестали принимать в расчёт как будущего работника! А потом мне пеняли, что я тут два года отирался по четвергам, и так не узнал, чем институт живёт.

Виноват, не спорю. Мне кажется всегда, что я больше гнева вызову, если буду пытаться «всюду залезть без мыла». А оно вот как. И как угадать?

Вот, что это? Аутичная черта характера — или воспитание? Я вырос в такой семье, где всегда всё «неудобно» штаны через голову надевать С социализацией — то же самое: к нам, например, обычно никто никогда не заходил «в гости». Мой это аутизм? Или я унаследовал отдельные черты?

P. S.
Я тут, в сети, наблюдаю за парой аутистов... не аспи, судя по всему, а что-то более глубокое. Им примерно по 25, один — москвич, психологический возраст на 4 года («почемучка», «повторюша», «баловник» — любит нести явную чушь, ему это смешно). Второй — с Алтая, «поздоровее», лет на 8 по психике. Так вот, москвича чему-то пытались учить! Он учился в школе (!), пел в хоре (!!), взрослому ему приглашали педагогов, учили рисовать. По ощущениям — «вытащить» не удалось, чем дальше, тем хуже. Закончил школу — потерял общение — скатился в специнтересы.
А вот «алтаец» — конечно, аутист, но ещё и запущенный педагогически. «Простая семья» со всеми вытекающими. Выложил в чат очередное фото своих часов «с юлианской датой на календаре». Мы удивляемся, какие они пыльные. А он: «Хорошо, я маме скажу, она протрёт». 25-летний парень, ходит, пишет грамотно, живёт специнтересами... Но вот это «я инвалид, вокруг меня должны скакать» у него словно воспитано. Самому пальцем пошевелить — «не хочу делать, что неинтересно». Даже пыль протереть или погуглить. При этом, уверен, что сможет жениться, и жена будет обязана за ним ухаживать.

К чему этот постскриптум? Глядя на «алтайца», я начинаю бояться — вдруг и у меня это всего лишь выученная беспомощность? От того, что кому-то в семье было «неудобно» лишнее слово сказать, а кому-то — «чтобы всё было идеально», желательно, с первого раза. И оно всё вместе слилось.

Re: Страх отказа, страх ошибки. Это аспи-черта или воспитание?

Добавлено: 25 май 2021, 01:15
Ellit
Я - нейротипичная женщина, 35 лет. Воспитывали меня в манере «то неудобно», «се неудобно», «это некрасиво», «это нагло». В какой-то мере это все повлияло на то, что я всегда боюсь быть навязчивой, нетактичной и из-за этого часто не задаю людям вопросов, которые хотелось бы задать, часто нахожусь как бы в тени. Я неоднократно задавилась вопросом: это из-за воспитания или врожденное? Все таки в последнее время склоняюсь к последнему (врожденное). Иногда меня тоже гложет мысль, что живу как-то одинаково, мало изменений в жизни. Но порой это все надоедает - и я действую. Это даётся нелегко, много внутренних ресурсов тратиться, но после этого получаю сильнейшее моральное удовлетворение от того, что я на что-то способна.

Re: Страх отказа, страх ошибки. Это аспи-черта или воспитание?

Добавлено: 25 май 2021, 08:36
Archibald
Имхо, вы не очень похожи на аутиста. Самые основные проявления аутизма - это повторяющееся поведение с узким кругом интересов и неумение чтения невербальных сигналов в процессе общения. Все остальное уже второстепенно и может быть, может не быть. Косвенные признаки.

Re: Страх отказа, страх ошибки. Это аспи-черта или воспитание?

Добавлено: 25 май 2021, 12:53
Esperantisto
О некоторых похожих на аутизм моментах я писал в своей первой теме, аж 10 лет назад) В детстве их очевидно было предостаточно. Да и сейчас... порой. Аспи или нет — не знаю, достаточно социализирован.

А вообще, в учёбе, работе, бывали ли у вас похожие ситуации недопонимания или неумения в нужный момент «активность проявить»?

Re: Страх отказа, страх ошибки. Это аспи-черта или воспитание?

Добавлено: 25 май 2021, 13:30
Alarika
Esperantisto писал(а):
25 май 2021, 12:53
А вообще, в учёбе, работе, бывали ли у вас похожие ситуации недопонимания или неумения в нужный момент «активность проявить»?
У меня не было. Несмотря на то, что вот эти вот "не высовываться" ("молчишь - за умную сойдёшь") и "ошибка - смерть" ("лучше б ты ничего не делала, чем сделать как ты, и навредить", "или хорошо, или никак") привить как раз пытались. То ли я из упрямства, то ли от понимания, что так нельзя (в книжках так было написано, что если ребёнок пассивен и ничего не делает, он ничему и не научится). То ли всё-таки характер на самом деле не пассивный, как можно было бы подумать. В общем, несмотря на попытки воспитания, отсутствием активности я не страдаю. У меня получается сначала несколько раз неправильно и не так, как у людей, но потом налаживается. Вообще-то оно и в раннем детстве так же было, много раз делать одно и то же (одним и тем же способом, как в анекдоте про блондинку, где она вводила один и тот же неправильный пароль до тех пор, пока компьютер не примет его), пока не получится.

Re: Страх отказа, страх ошибки. Это аспи-черта или воспитание?

Добавлено: 25 май 2021, 13:36
Archibald
Esperantisto, похожие ситуации иногда бывают у очень многих нейротипичных людей. Разница в том, что у аутистов практически вся жизнь из них состоит. Так что самодиагностика не очень работает. По описанию симптомов каждый может найти у себя какие-то аутичные черты.
Если подозреваете у себя аспергер, советую для начала пройти разные тесты на https://www.aspergers.ru/. Если результаты будут положительным, то это уже повод обратиться к специалисту. И только там вам уже скажут точно.

Re: Страх отказа, страх ошибки. Это аспи-черта или воспитание?

Добавлено: 25 май 2021, 14:36
Kurzewile
Esperantisto писал(а): А вообще, в учёбе, работе, бывали ли у вас похожие ситуации недопонимания или неумения в нужный момент «активность проявить»?
У меня подобное сплошь и рядом. Я не аутистка, я тревожница.

Re: Страх отказа, страх ошибки. Это аспи-черта или воспитание?

Добавлено: 25 май 2021, 22:29
Timi
Очень похоже.
Esperantisto писал(а):
24 май 2021, 22:55
Нет у меня Того Самого панического страха перед публичными выступлениями!
Аналогично. Есть сомнение в актуальности самого выступления, безотносительно чего бы то ни было.
Esperantisto писал(а):
24 май 2021, 22:55
Сколько бы раз вы занервничали, сколько раз бы захотели плюнуть на всё?
По собственной инициативе и не приступал бы. По внешним неизменяемым обстоятельствам - скорее всего прошло бы успешно, за исключением того, что все требования к результату выяснялись бы перед началом поисков.
Друзья исключались бы, по естественным причинам.
Esperantisto писал(а):
24 май 2021, 22:55
Ошибки — до сих пор считаю, что они наказуемы, несмотря на то, что разумом понимаю, что на ошибках люди учатся.
Возможно, именно что не получается учиться, т.е. отрицательный результат никак не может быть использован для улучшения будущих результатов.
Esperantisto писал(а):
24 май 2021, 22:55
В то же время, ненавижу, когда рутина засасывает! Я взрослею, старею, а ничего не меняется в жизни — как это вгоняет в тоску!
А что должно меняться?
Esperantisto писал(а):
24 май 2021, 22:55
А знаете, как я в университете учился? Так же, как и в школе: посещение, учение, ответы на экзаменах... Если тут есть студенты-аспи, хочу предупредить вас: это путь в никуда.
Опоздали немного. Да, стоит начинать с практики и того, что называется "за компанию".
Esperantisto писал(а):
24 май 2021, 22:55
Надо: после занятий не «уроки делать» бежать — а в лабораторию, лаборантом у какого-нибудь доцента. Помочь, подать, посидеть рядом. Так и узнаешь, что такое, собственно, «наука». И что ты вообще учишь. А то, что на лекциях... знаете, отучился — и так и не понял, нужно ли мне оно!
Собственно, после лекций как раз можно выяснять, зачем это, насколько это актуально и как это применяется, тем более, что лекционного материала, записанного 1:1, было, в большинстве случаев, катастрофически мало для построения полезных моделей.
Esperantisto писал(а):
24 май 2021, 22:55
А потом мне пеняли, что я тут два года отирался по четвергам, и так не узнал, чем институт живёт.
Имхо - отсутствие доступных образцов.
Esperantisto писал(а):
24 май 2021, 22:55
Виноват, не спорю.
Странно. Вина рациональна при наличии (осознаваемости) альтернатив на момент совершения действия.
Esperantisto писал(а):
24 май 2021, 22:55
Мне кажется всегда, что я больше гнева вызову, если буду пытаться «всюду залезть без мыла». А оно вот как. И как угадать?
Подозреваю, что без практики либо предельно формализованных, практически скиннеровских инструкций с последующей репетицией для якорения и перевода в процедурное знание (прям розовая мечта детства) - никак.
Esperantisto писал(а):
24 май 2021, 22:55
Вот, что это? Аутичная черта характера — или воспитание? Я вырос в такой семье, где всегда всё «неудобно» штаны через голову надевать С социализацией — то же самое: к нам, например, обычно никто никогда не заходил «в гости». Мой это аутизм? Или я унаследовал отдельные черты?
Имхо сразу оба фактора.
Esperantisto писал(а):
24 май 2021, 22:55
я начинаю бояться — вдруг и у меня это всего лишь выученная беспомощность? От того, что кому-то в семье было «неудобно» лишнее слово сказать, а кому-то — «чтобы всё было идеально», желательно, с первого раза. И оно всё вместе слилось.
Здоровая психика у самой себя - наивысший приоритет, как ни странно.
"Не повезёт с женой - станешь философом" - это оно.
Парааутизм вполне себе существует, несмотря на беснования противников Беттельгейма, как и сексуальность не стала более пожилой от беснований религиозных маразматиков по поводу работ Кинси.

Re: Страх отказа, страх ошибки. Это аспи-черта или воспитание?

Добавлено: 25 май 2021, 22:51
Esperantisto
Timi писал(а): Странно. Вина рациональна при наличии (осознаваемости) альтернатив на момент совершения действия.
Видимо, надо было «просить» дядечку Научрука «попробовать самому».
Но с тем человеком отношения туго складывались. Он, видимо, холерик — самый тяжёлый для меня темперамент при взаимодействии.

Или хотя бы через год (ха-ха!) спросить у другого дяди-из-лаборатории — собственно, «когда» и «какого» я до сих пор ошиваюсь тут по четвергам и не в статусе работника? Что за Ольга и почему она тоже ошивается у «моего» прибора?
Хотя, после таких вопросов... мне всё равно надо было как-то магистерскую писать у них. Но, может, это было бы лучше, чем прослыть неактивным, «отсиживающимся» и пр.
Timi писал(а): А что должно меняться?
Должен же куда-то «расти». Или не обязательно?
«Люди встречаются, люди влюбляются, женятся» ©, имеют карьерный рост, куда-то ездят — фиг знает. Но главное — знают, что хотят, и что-то делают для этого.
А я:
1. уже не знаю, чего мне сейчас хочется;
2. а чего хочется — не уверен, что мне это действительно надо.
Кажется, у В. Леви была книга «Куда жить?» Вот именно...
Сейчас подумал — не получался у меня «постоянный прогресс», ни даже «ступеньками». Добьюсь чего — и всё, стоп, почиваем на лаврах. Неужели та самая «привычка к рутине»?

Re: Страх отказа, страх ошибки. Это аспи-черта или воспитание?

Добавлено: 25 май 2021, 23:03
Archibald
Esperantisto писал(а): Но главное — знают, что хотят, и что-то делают для этого.
У вас завышенные представления о людях.