1. Изначально не чувствовал, но постепенно понимал, что не приспособлен к жизни в этом обществе. В глухой депресняк не уходил. Скорее, пребывал во всё большем недоумении по поводу общества.sergey.r писал(а):Под "не такой как все" подразумеваю следующее: ребёнок с синдромом Аспергера в определённый момент понимает, что он другой, что он не может также легко общаться со сверстниками, как другие, что он не понимает каких-то тонкостей общения. Он чувствует, что с ним что-то не так, но точно не знает, что именно. Есть четыре стратегии реакции на эту ситуацию:
Депрессия. Ребёнок чувствует, что он не приспособлен к жизни в этом обществе и в самом худшем случае он может думать о самоубийстве.
Воображение. Ребёнок создаёт свой воображаемый мир, в котором ему комфортно и воображаемых друзей, с которыми ему комфортно. Он уходит из непонятной реальности в этот воображаемый мир.
Заносчивость. Ребёнок считает, что он хороший и с ним всё в порядке, а все вокруг него плохие и это из-за них он чувствет себя плохо. Он считает себя умнее других.
Иммитация. Ребёнок учится иммитировать примемлемое социальное поведение. Играет роль успешного в социальном плане человека.
Депрессия и воображение более характерны для детей, ориентированных на внутренний мир.
Заносчивость и иммитация более характерны для детей, ориентированных на внешний мир.
Мой вольный пересказ отрывка из книги Аттвуда "Complete Guide to Asperger Syndrome"
2. Комфортных "друзей" никогда не воображал, но очень удивлялся, когда замечал в реальном мире таких, похожих на меня. Комфортный мир (не требующий социального взаимодействия) "воображал" как преобразованный реальный и концентрировался на том, какие для этого должны бы быть преобразования. Иногда такое становилось реальностью. Например, широкое распространение торговли с самообслуживанием (после магазинов с продавцами за каждым прилавком), или через интернет, или вот смотрел сегодня передачу об эстонских супермаркетах, где даже на кассе никакого живого человека нет!
3. Небезосновательно считал, что умнее многих других, но удивлялся, что не в социальной сфере. Очень сложно и постепенно приходило осознание, что оказывается в социальной сфере ум не особо нужен. Не считал, что другие плохие, а считал, что они странные и просто предпочитал с ними не пересекаться. Это не заносчивость. Это отстраненность.
4. Быть успешным в социальном плане никогда не стремился. Иммитацией примемлемого социального поведения не занимался, кроме выполнения базовых правил "культурного" поведения.
Вот какая у меня стратегия превалировала?
Ещё раз убеждаюсь, что полезность попыток построить схемы в социальной сфере, а затем и применить основанные на них рекомендации - близка к нулевой.