MamaAndreya, то, что Вы описываете про приучение к самостоятельности в магазине - вполне в духе пошагового обучения. Примерно таким подходом можно постепенно довести и до полностью самостоятельного использования сего сервиса.
MamaAndreya писал(а):А как я ему скажу об этом? Какими словами? Кроме того, мечтаю еще и о том, что если он будет меньше знать, а больше слышать меня и выучивать некоторые "надо" в жизни, то мне удастся его намного лучше социализировать.
В монографии Тони Эттвуда "The complete guide to Asperger's syndrome" автор рекомендует знакомить с диагнозом детей примерно с младшего школьного возраста, если знаете английский язык, то можете прочитать об этом в тексте монографии. Ключевые моменты:
1) Явное называние диагноза ребенку, причем без драматизации. В тексте была фраза вроде "поздравляю, у тебя синдром Аспергера"
2) Разбор сильных сторон вроде специнтересов и интеллектуальных способностей
3) Разбор сторон, требующих работы над ними (вроде социального интеллекта, управления эмоциями и т.п.)
Т.е. знания такого рода - не повод "сачковать", но возможность более эффективного использования усилий.
С моей точки зрения, знание своего диагноза позволяет решить сразу несколько проблем
1) Перестать пилить себя за то, что "я какой-то не такой" и "почему у меня многие вещи так тяжело идут". Признание пожизненности своего состояния
2) Возможность осознанно работать над своими слабыми сторонами.
Я узнал о синдроме Аспергера довольно поздно, в 22 года, но это мне скорее помогло, чем помешало социализироваться. Считаю, что без этих знаний мне не удалось бы в итоге начать половую жизнь.
Но, он чувствует красоту жизни и как - то без слов понимает, зачем нужны и поцелуи и секс, для примера, как вариант выразить свои чувства к другому человеку.
Навыкам невербальной коммуникации можно и нужно учить. Другое дело, что для аутичных людей эта задача сопоставима по сложности с тем же школьным курсом алгебры и отчасти - университетского матанализа.
Попробую также и научить наплевательски относиться к половине раздражителей.
Там скорее не научение, а тренировка типа закаливания. Помните: реакция на шумы в том же торговом центре - это зачастую не психологическое раздражение, а именно сенсорная перегрузка.
а сын его то ударит, то еще что - нибудь начудит. Даже стыдно..
Не все аутичные люди умеют испытывать чувство стыда и вины, т.к. нередко плохо осознают свои и чужие эмоции. Мне помогали держать себя в руках в подростковом возрасте следующие установки:
1) если буду буянить - то останусь в итоге без любимого занятия (по вполне понятным причинам)
2) и разумеется, использование в критических ситуациях родителями по отношению ко мне похода "рявкни на них"(C) (т.е. ругаться достаточно сильно, но строго предметно и конкретно)