Страница 1 из 3

Привет.Я мама аутиста.

Добавлено: 08 июл 2017, 02:30
Anzhela
Добрый день! Меня зовут Анжела. Моему сыну поставили диагноз РАС в 2 года. Сейчас ему 3.5 года. Мы живем в США.За 1.5 года много занимались с ребенком,я перечитала про все методики и терапии. Поняла,что толком никто ничего не знает. Поняла,что у моего аутиста другая логика и другой способ понимания и обучения. По речи у нас хорошие успехи. В 2 года были только называния нескольких существительных и никаких просьб, непонимание обращенной речи, не выполнял просьбы. Сейчас говорит предложениями,задает вопросы,отвечает на вопросы. Все в пределах возрастной нормы. Обучению речи помогло то,что я лингвист и, обучала его речи в структуре: вначале мы использовали дома только сущ-е, потом вводили глаголы,тренеровали генерализацию, использовали много визуальных подсказок и говорили при нем только то,что он понимает: сначала по одному слову, потом фразами по 2 слова и тд. + обучали коммуникативным функциям каждого слова и каждой речевой конструкции.
На сегодняшний день основные проблемы у сына: неиспользование и плохое понимание невербальных сигналов в коммуникации (жесты,мимика и тд), непонимание социальных ситуаций,страх чужих людей и отказ от того,чтобы как-то общаться и здороваться с ними, обращает внимание на второстепенные детали и не улавливает суть, плохо ориентируется во времени, не сформированы понятия: сегодня-завтра-вчера. Может ни с того, ни с сего начать рассказывать то,что было очень давно, но про занятие,которое было сегодня ничего не скажет,когда спрашиваю.
Очень трудно бывает объяснить ему социальные правила. Понимаю, что нейротипичные люди часто не говорят о социальных правилах или говорят очень мало. Так,например: есть правило: "делиться - хорошо".Далеко не всегда это хорошо. Более того,если игрушка принадлежит ребенку и он делиться не хочет, то имеет полное право сказать "нет". Правило "выхватывать из рук - не хорошо". А на игровой площадке это происходит постоянно. Объясняю ему,что: "если у тебя кто-то выхватил из рук твою игрушку - это нехорошо. Ты можешь отобрать обратно - это нормально. И можешь отойти подальше - чтобы больше не отбирал тот мальчик. Можешь маме пожаловаться,чтобы мама забрала игрушку." Дальше,так понимаю, надо объяснять,что "отбирать обратно надо,когда рядом нет учителя или мамы мальчика." "отбирать обратно можно,если мальчик или девочка меньше тебя. Если больше - могут ударить. Будет больно.Лучше не отбирать,а попросить." Мне муж говорит,что в такие детали не надо углубляться. А я вот не знаю: надо или не надо. Мне кажется,что,если такие детали не проговаривать, то сын сам не поймет. Это все очень сложно.Ведь "социальные правила" очень изменчивы, в зависимости от ситуации. Когда я в песочнице говорю сыну: "Да, ты можешь не делиться игрушками,если не хочешь. Может быть, потом поделишься", - то мамы других детей воспринимают мои слова, разумеется,негативно. Терять возможность получения социального опыта не хочется.
Пожалуйста, поделитись своим мнением о том,что важно объяснить ребенку в этом возрасте? Над чем работать? Можно ли разбирать ситуации после того,как они уже произошли? Как прививать социальные навыки? Меньше всего мне хотелось бы иметь ребенка,который всем делится,всех слушается и не может отстоять свои интересы. Очень переживаю, что особенности сына привлекут много негативного социального опыта и травли в школе в будущем.Если возможно как-то это смягчить и избежать, усвоив какие-то навыки и правила поведения в обществе уже сейчас, я бы была очень рада.

Здравствуйте!

Добавлено: 08 июл 2017, 03:10
Anzhela
Здравствуйте! Я – мама мальчика с диагнозом РАС. Наша семья живет в США.Моему сыну был поставлен диагноз в 2 года. Тогда он почти не разговаривал (несколько слов – называние животных на видео),не понимал обращенную речь и тд. Сейчас ему 3.5 года.За 1.5 года интенсивных занятий, есть речь предложениями, вопросы,ответы,просьбы,комментарии, коммуникация. При этом, плохое понимание невербальных сигналов и полное их неиспользование в речи, стимы, быстрая утомляемость, плохое понимание эмоций, плохо ощущает свое тело в пространстве,часто падает, страх общения с незнакомыми людьми, проблемы с концентрацией внимания, неловкость (крупная и мелкая моторика), особая просодика речи,непонимание многий понятий,например ВРЕМЯ (сегодня -завтра-вчера).
Очень хочется понять,как лучше помочь моему ребенку, как работает его мозг,мышление и органы чувств.Думаю,что от такого понимания зависит то,насколько эффективна будет моя помощь. Еще на этапе работы над речью, поняла,что,сыну важно понять логику и структуру речи,для того,чтобы он ею начал активно пользоваться. Т.е. он учил язык,как иностранный. Я преподаватель английского, поэтому мне легче было структуру речи выстраивать постепенно, под его понимание. И дома мы использовали только те речевые структуры и слова,которые ребенок понимал.
На данном этапе меня интересует то, чему важнее всего учить дальше. Я так понимаю, что одна из основных целей - заложить фундамент способности анализировать социальные ситуации и эмоции? Так ли это? Если да, то ,как лучше это сделать?Как подготовить сына к социальному взаимодействию, объяснить социальные правила. Нужно ли вдаваться во все детали? Например,есть правило: “ выхватывать игрушки из чужих рук нельзя. Надо попросить,чтобы с тобой поделились.” Разумеется,когда ребенок просит, то,обычно, сверстники не делятся. Более того, многие сами не просят,а выхватывают игрушки из его рук. Стоит ли тут объяснять следующее: “Если у тебя выхватывают из рук – это плохо. Ты можешь выхватить свою игрушку обратно – это нормально. Если не получается отобрать – ты можешь попрость меня (папу) забрать игрушку обратно. Ты можешь попросить мальчика(девочку) отдать игрушку обратно. Ты можешь подождать,когда он оставит игрушку. Ты можешь играть подальше от мальчика (девочки),которые пытаются отбирать игрушки.” Я знаю,что общее правило нейротипиков – в разборки между детьми не вмешиваться,дать им получить собственный опыт и учиться самим. Но,правильно ли я понимаю, что для аутичного ребенка важно проговаривать все эти варианты реакций, чтобы подготовить его к социальному взаимодействию? Разовьется ли у него со временем способность к анализу ситуаций и к возможным вариантам действий в разных ситуациях? Пожалуйста, поделитесь мнением и опытам. Буду рада советам и любой информации.

Re: Привет.Я мама аутиста.

Добавлено: 08 июл 2017, 11:52
ghoststory
Здравствуйте, Анжела.

На форуме работает премодерация (первые сообщения пользователей не публикуются без проверки модератором).

Относительно того, делиться или нет: ребенок сам хочет делиться или не хочет? Насколько помню своего сына в этом возрасте, у него не было представление о категориях "мое -- чужое". В песочницах бывали редко, но, когда бывали, обычно конфликтов не возникало, потому что все дети играли всеми игрушками, а те, кто уходили, забирали свои игрушки. Не знаю, соответствует ли это Вашим представлениям, которые, насколько понимаю, сформулированы здесь:
Anzhela писал(а): Меньше всего мне хотелось бы иметь ребенка,который всем делится,всех слушается и не может отстоять свои интересы.
То есть Вы хотите, чтобы ребенок никогда не делился и никого не слушался или чтобы он иногда делился, иногда слушался? Для второго случая разработать правила и научить им ребенка значительно сложнее, в 3,5 года это вряд ли реально.
Anzhela писал(а): "отбирать обратно надо,когда рядом нет учителя или мамы мальчика." "отбирать обратно можно,если мальчик или девочка меньше тебя. Если больше - могут ударить. Будет больно.Лучше не отбирать,а попросить." Мне муж говорит,что в такие детали не надо углубляться.
Согласна с Вашим мужем. Это сложно и для нейротипичного ребенка 3,5 лет.
Anzhela писал(а): Терять возможность получения социального опыта не хочется.
Возможно, пока сложно с тем, чтобы делиться игрушками, делать это не в песочнице, а в других игровых местах (качели, горка и т.д.)?
Anzhela писал(а): Я так понимаю, что одна из основных целей - заложить фундамент способности анализировать социальные ситуации и эмоции? Так ли это?
Запомнить шаблоны действий для основных ситуаций скорее. Анализировать всё равно будет сам позже, там помощь, скорее всего, тоже понадобится.
Anzhela писал(а): Как подготовить сына к социальному взаимодействию, объяснить социальные правила.
Социальные истории пробовали?
Anzhela писал(а): Но,правильно ли я понимаю, что для аутичного ребенка важно проговаривать все эти варианты реакций, чтобы подготовить его к социальному взаимодействию?
Лучше всего проговаривать, находясь в самой ситуации или наблюдая ее. Если делать это до или после (особенно с временным промежутком между объяснением и ситуацией), не будет связи между ними: не будет понятно, что объяснение относится к ситуации.
Anzhela писал(а): Разовьется ли у него со временем способность к анализу ситуаций и к возможным вариантам действий в разных ситуациях?
Вполне возможно, хотя гарантии нет.

Re: Привет.Я мама аутиста.

Добавлено: 08 июл 2017, 13:19
lilacy
Дочке 4 года, у нас наоборот, не хочет делиться игрушками, и жутко не любит когда ребёнок который у нас в гостях уходит, всегда истерика, разговариваю с ней обьясняю что если хочешь иметь друзей надо делиться и понимать что человек уходит потому что возможно хочет спать или кушать и тд. Говорит, я не жадная а вредная, любит чтобы с ней как с малышкой все относились, я понимаю это поведение с её стороны навязывание своих правил, а то она расстроился и будет тревожится

Re: Привет.Я мама аутиста.

Добавлено: 08 июл 2017, 13:36
kozerozek
Здравствуйте. Я общалась ВМЕСТО сына с другими детьми и их родителями, до 5 лет он вообще не понимал, что надо делать с детьми, играл сам по себе, если к нему лезли или брали игрушки - дрался и кусался. Несмотря на то, что ходил в детский сад с 3лет до 5. Сейчас ему 8, научился взаимодействовать с детьми, глядя на то, как я с ними взаимодействую и подражая мне. Сначала реагировал на четкие короткие инструкции ("нельзя бить"), сказанные грозным голосом (помню еще по своему детству, что просьбы спокойным тоном игнорировала), после 7 лет начали подробно обсуждать, почему нельзя (законы запрещают). Ссылки на законы очень хорошо помогают ему держать себя.
По игрушкам: я брала игрушки для него и для других детей заранее, например, брала много лопаток (3-4), 3 ведерка, кучу формочек и пару грузовиков. Мы чаще гуляли в больших песочницах или на берегу озера, где можно много копать и строить. Одним набором играл он сам, если кто-то хотел присоединиться - я выдавала доп.комплект и они копали вместе. Детям я громко озвучивала, что можно брать просто или на обмен, а что только моего сына. Дорогие и легко ломающиеся игрушки на улицу я брать не разрешала.

Re: Привет.Я мама аутиста.

Добавлено: 08 июл 2017, 14:13
kozerozek
Anzhela писал(а): Терять возможность получения социального опыта не хочется.
Он маленький совсем для интенсивного социального опыта. Какой опыт могут дать такие же мелкие дети, я не видела. Ну, дерутся за игрушки, болтают там чего-то свое, пихаются. Это не полноценное общение, как по мне.
Anzhela писал(а): Но,правильно ли я понимаю, что для аутичного ребенка важно проговаривать все эти варианты реакций, чтобы подготовить его к социальному взаимодействию?
Важно не заранее ( все равно забудет), а во время или после. Вот у нас такая ситуация была: выкопал русло для речки, наполнил водой, пришла совсем мелкая девочка и под присмотром родителя все растоптала. Вопрос к папаше, почему не смотрит за дитем? Мой в рев, конечно, я объяснила обоим, что нужно уважать чужой труд, пожалела его, сказала, что это не его вина, а взрослого, я же не имела права трогать чужую девочку. После этого сын как видел детей, сразу предупреждал и их, и родителей, что трогать его постройки нельзя. Хотя встречаются неадекватные, которые орут, что песок общий и их ребенок хочет топтать, значит, запрещать нельзя. Таким я потом сама постройки их нечаянно сношу. Ситуации разные бывают, заранее не знаю, к чему быть готовой, сплошной экспромт.

Re: Привет.Я мама аутиста.

Добавлено: 08 июл 2017, 16:06
lilacy
Моя дочь в свои 4 года, любит играть, догонялки, прятки правда может прятаться в одно и тоже место несколько раз, съедобное не съедобное, день ночь, футбол я на воротах если нет никого из детей в гостях, шарик друг другу по отбивать, моё мнение главное работать над вопросом игр, но у моей наоборот навязчивое поведение к детям, все надо одновременно что у другого ребёнка, вплоть если тот пьёт моей срочно пить надо или тот на горшке то сразу и моей надо на горшек даже если не хочет но все равно надо

Re: Привет.Я мама аутиста.

Добавлено: 08 июл 2017, 16:10
lilacy
Детский сад очень помогает и развивашка, а у вас ребёнок в садик ходит? В садик воду только до обеда, есть проблемы с поведением, в развивашке проблем с поведением нет, так как спец интерес английский, с удовольствием большим ходит, знает несколько песен на английском постоянно поёт их, считает до 15 знает много слов на англ

Re: Привет.Я мама аутиста.

Добавлено: 08 июл 2017, 19:00
Anzhela
Спасибо за ответы! Уточню немного по вопросам.
ghoststory писал(а): Относительно того, делиться или нет: ребенок сам хочет делиться или не хочет? Насколько помню своего сына в этом возрасте, у него не было представление о категориях "мое -- чужое".
"Мое - чужое" понимает. Делиться не хочет. Меняется игрушками с удовольствием. Жутко нервничает, если кто-то у него что-то отбирает.
ghoststory писал(а): То есть Вы хотите, чтобы ребенок никогда не делился и никого не слушался или чтобы он иногда делился, иногда слушался? Для второго случая разработать правила и научить им ребенка значительно сложнее, в 3,5 года это вряд ли реально.
Мне интересен именно второй случай. Я понимаю,что это сложно. Но возможно? Если да, то как? Буду признательна, если кто-то поделится опытом.

ghoststory писал(а): Возможно, пока сложно с тем, чтобы делиться игрушками, делать это не в песочнице, а в других игровых местах (качели, горка и т.д.)?
Это у нас так во всех ситуациях.

ghoststory писал(а): Запомнить шаблоны действий для основных ситуаций скорее. Анализировать всё равно будет сам позже, там помощь, скорее всего, тоже понадобится.
Спасибо. Это ценный совет.
ghoststory писал(а): Социальные истории пробовали?
Пробуем. Слушает с интересом, но насколько применяет к себе - вопрос. Часто социальные ситуации пытается проигрывать дома: " Мама,ты Алмаз (имя моего сына). Вот твоя игрушка. Я - Никки!... Snatch! (выхватывает у меня игрушку из рук и смотрит на мою реакцию" Я тогда обычно, прошу отдать игрушку обратно. Или "иду маме жаловаться" ,чтобы игрушку забрала. Или забираю игрушку. Или играю другой игрушкой. Т.е предлагаю разные варианты реакций. Не знаю, насколько это эффективно - пока вопрос "поделиться" остро стоит.
ghoststory писал(а): Лучше всего проговаривать, находясь в самой ситуации или наблюдая ее. Если делать это до или после (особенно с временным промежутком между объяснением и ситуацией), не будет связи между ними: не будет понятно, что объяснение относится к ситуации.
Тоже ценный совет. Логично. Буду применять.

Re: Привет.Я мама аутиста.

Добавлено: 08 июл 2017, 19:05
Anzhela
kozerozek писал(а): Здравствуйте. Я общалась ВМЕСТО сына с другими детьми и их родителями, до 5 лет он вообще не понимал, что надо делать с детьми, играл сам по себе, если к нему лезли или брали игрушки - дрался и кусался. Несмотря на то, что ходил в детский сад с 3лет до 5. Сейчас ему 8, научился взаимодействовать с детьми, глядя на то, как я с ними взаимодействую и подражая мне. Сначала реагировал на четкие короткие инструкции ("нельзя бить"), сказанные грозным голосом (помню еще по своему детству, что просьбы спокойным тоном игнорировала), после 7 лет начали подробно обсуждать, почему нельзя (законы запрещают). Ссылки на законы очень хорошо помогают ему держать себя.
По игрушкам: я брала игрушки для него и для других детей заранее, например, брала много лопаток (3-4), 3 ведерка, кучу формочек и пару грузовиков. Мы чаще гуляли в больших песочницах или на берегу озера, где можно много копать и строить. Одним набором играл он сам, если кто-то хотел присоединиться - я выдавала доп.комплект и они копали вместе. Детям я громко озвучивала, что можно брать просто или на обмен, а что только моего сына. Дорогие и легко ломающиеся игрушки на улицу я брать не разрешала
Спасибо, хорошие советы. Буду сама пробовать общаться с детьми. Насчет игрушек - мы тоже много берем с собой. Но он категорически не согласен делиться, если никто ничего не дает взамен. Стоит ли настаивать? Может мне брать " мои игрушки". У меня они есть, я ими делюсь с ним иногда, давая ему положительный пример. А иногда сама играю ))