Я мачеха подростка с РАС
Добавлено: 31 мар 2017, 01:39
Здравствуйте. У сына моего мужчины аутизм, ему 14 лет. Аутизм диагностирован психиатром около 10 лет назад.
Конкретный запрос мне сформулировать довольно сложно, думаю, многим знакома эта ситуация. Да я пока что и не собиралась, хотела скорее почитать, что пишут взрослые люди с РАС. Это очень полезно для понимания некоторых вещей. Но мне посоветовали представиться, так что вот - представляюсь, скорее, представляю пасынка)
У Саши высокофункциональная форма (точнее не скажу, бумагу от психиатра я не видела), инвалидность не оформляли, он учится в специальном классе общеобразовательной школы. К 14 годам многое из того, что было невыносимо для родных в детстве, очень сильно скомпенсировалось. Но отличия от нейротипиков по-прежнему выражены и очевидны. Их целый классический букет от эхолалий и странной мимики до дикой избирательности в еде. В целом он психологически и эмоционально как будто лет на 5, а то и больше младше биологического возраста. У него представления о мире, интересы, уровень ответственности или утомляемости скорее как у ребенка 9-10 лет.
Я очень стараюсь принимать его таким, какой он есть, и помнить обо всем, что многие здесь пишут - что есть альтернативные взгляды на мир и способы существования, что не нужно подавлять "неприличное" поведение в угоду комфорту своему и окружающих и т.п. Хотя, честно признаюсь, бывает очень нелегко провести грань между его особенностями и этим самым неприличным поведением. Например, он не здоровается с таксистом, который ежедневно возит его в школу (мы не шикуем, если что, просто туда общественным транспортом нужно добираться очень долго и с кучей пересадок). И нам с моим мужчиной очень грустно, например, что его тяжело вытащить из дома и заинтересовать чем-то новым.
Есть, наверное, три основные вещи, которые нас беспокоят:
- Истерики. Я знаю, что их часто называют мелтдаунами. Но у Саши это не плач из-за сенсорной перегрузки, а вспышки агрессии. Периодически они случаются из-за какого-то мельчайшего раздражителя (реальные примеры - укусил комар, купили картошку фри другого производителя). Иногда они более закономерны (отругали в школе), но от этого не легче. Агрессия может быть очень сильной, несколько раз он громил квартиру, швырял в отца тяжелыми предметами (чуть не выбил глаз), рвал учебники и выбрасывал в окно. В начальной школе истерики случались через день, с возрастом, к счастью, стали реже. Но все равно это очень тяжело.
- Учеба. Называя вещи своими именами, он не тянет обычную программу, спасибо, что в школе рисуют оценки. Читает по слогам, не может сам решить уравнение вида 8x=16 или ответить на простой вопрос к параграфу. Периодически устраивает истерики на тему "не буду больше ходить в школу", см. предыдущий пункт. Мы уже смирились с тем, что высшее образование ему с вероятностью 99% недоступно (для наших семей это дикость). Но пока умение делать то, что надо, а не то, что хочется, почти совсем на нуле. А оно ведь нужно даже дворнику... ВСЕ попытки направить его интересы и способности в конструктивное русло пока ни к чему не привели.
- Отсутствие друзей и общения. Знаю, некоторые мне здесь скажут, что это нормально, но я не разделяю это мнение. У пасынка есть специальный интерес - мультики и кино, так вот он может сидеть скрюченный, уткнувшись в комп, 24 часа в сутки. Предложения пойти на любой кружок или спорт, поехать в летний лагерь отвергает. В онлайне он тоже не общается (и изучать какие-то другие связанные с компьютером вещи, кроме просмотра кино, тоже отказывается). В школе общается как-то, но называет дружбой поверхностное общение одноклассников, которым даже не может позвонить. Попытки пообщаться с другими детьми где-то на отдыхе несколько раз приводили к тому, что над ним смеялись или норовили поколотить за странное поведение (например, у него спрашивают имя, а он в ответ рычит).
Вот как-то как. Возможно, кто-то сталкивался с похожими вещами и захочет поговорить об этом.
Конкретный запрос мне сформулировать довольно сложно, думаю, многим знакома эта ситуация. Да я пока что и не собиралась, хотела скорее почитать, что пишут взрослые люди с РАС. Это очень полезно для понимания некоторых вещей. Но мне посоветовали представиться, так что вот - представляюсь, скорее, представляю пасынка)
У Саши высокофункциональная форма (точнее не скажу, бумагу от психиатра я не видела), инвалидность не оформляли, он учится в специальном классе общеобразовательной школы. К 14 годам многое из того, что было невыносимо для родных в детстве, очень сильно скомпенсировалось. Но отличия от нейротипиков по-прежнему выражены и очевидны. Их целый классический букет от эхолалий и странной мимики до дикой избирательности в еде. В целом он психологически и эмоционально как будто лет на 5, а то и больше младше биологического возраста. У него представления о мире, интересы, уровень ответственности или утомляемости скорее как у ребенка 9-10 лет.
Я очень стараюсь принимать его таким, какой он есть, и помнить обо всем, что многие здесь пишут - что есть альтернативные взгляды на мир и способы существования, что не нужно подавлять "неприличное" поведение в угоду комфорту своему и окружающих и т.п. Хотя, честно признаюсь, бывает очень нелегко провести грань между его особенностями и этим самым неприличным поведением. Например, он не здоровается с таксистом, который ежедневно возит его в школу (мы не шикуем, если что, просто туда общественным транспортом нужно добираться очень долго и с кучей пересадок). И нам с моим мужчиной очень грустно, например, что его тяжело вытащить из дома и заинтересовать чем-то новым.
Есть, наверное, три основные вещи, которые нас беспокоят:
- Истерики. Я знаю, что их часто называют мелтдаунами. Но у Саши это не плач из-за сенсорной перегрузки, а вспышки агрессии. Периодически они случаются из-за какого-то мельчайшего раздражителя (реальные примеры - укусил комар, купили картошку фри другого производителя). Иногда они более закономерны (отругали в школе), но от этого не легче. Агрессия может быть очень сильной, несколько раз он громил квартиру, швырял в отца тяжелыми предметами (чуть не выбил глаз), рвал учебники и выбрасывал в окно. В начальной школе истерики случались через день, с возрастом, к счастью, стали реже. Но все равно это очень тяжело.
- Учеба. Называя вещи своими именами, он не тянет обычную программу, спасибо, что в школе рисуют оценки. Читает по слогам, не может сам решить уравнение вида 8x=16 или ответить на простой вопрос к параграфу. Периодически устраивает истерики на тему "не буду больше ходить в школу", см. предыдущий пункт. Мы уже смирились с тем, что высшее образование ему с вероятностью 99% недоступно (для наших семей это дикость). Но пока умение делать то, что надо, а не то, что хочется, почти совсем на нуле. А оно ведь нужно даже дворнику... ВСЕ попытки направить его интересы и способности в конструктивное русло пока ни к чему не привели.
- Отсутствие друзей и общения. Знаю, некоторые мне здесь скажут, что это нормально, но я не разделяю это мнение. У пасынка есть специальный интерес - мультики и кино, так вот он может сидеть скрюченный, уткнувшись в комп, 24 часа в сутки. Предложения пойти на любой кружок или спорт, поехать в летний лагерь отвергает. В онлайне он тоже не общается (и изучать какие-то другие связанные с компьютером вещи, кроме просмотра кино, тоже отказывается). В школе общается как-то, но называет дружбой поверхностное общение одноклассников, которым даже не может позвонить. Попытки пообщаться с другими детьми где-то на отдыхе несколько раз приводили к тому, что над ним смеялись или норовили поколотить за странное поведение (например, у него спрашивают имя, а он в ответ рычит).
Вот как-то как. Возможно, кто-то сталкивался с похожими вещами и захочет поговорить об этом.