Страница 1 из 2

Здравствуйте

Добавлено: 25 июл 2013, 18:47
Elena148
Моей дочери 11 лет. Столько же мучаемся с психоэмоциональными проблемами. Каких только психологов и психиатров не посещали (правда, живём в провинции, так что возможности были невелики). Года в 3 поставили диагноз "синдром эмоционально-волевой незрелости". Многое списывали на органическое поражение головного мозга (родилась она глубоко недоношенной, первой из двойни, последствий много: ДЦП, со зрением серьёзные проблемы). При последнем (с полгода назад) посещении психиатра поставили диагноз "невроз". Правда мне, а не ребёнку. Вам, мол, мамаша, лечиться надо самой, чтобы в голову чушь всякая не лезла, а ребёнка оставьте в покое. Только у меня рядом с ней вторая такая же красавица растёт, а ещё у меня, на минуточку, образование высшее педагогическое, так что я норму от отклонения отличить могу вполне.
И вдруг совершенно случайно я натыкаюсь на этот сайт. Практически взахлёб читаю статьи о синдроме Аспергера, в голове крутится одна и та же мысль: откуда они знают мою Марину? Прохожу тест "Шкала оценки степени аутизма у детей", получаю 116 баллов. Я вообще-то к самодиагностике крайне осторожно отношусь, но тут практически всё сходится. Я теперь понимаю, почему ребёнок в истерике заходится, когда я фразеологизмами изъясняюсь, она прямо визжать начинает: "Не понимаю я ваших образных выражений!" А я-то не верю - как их можно не понимать, начинаю ей о красоте и образности родного языка рассказывать. А оказывается, правда можно не понимать.
Специальный интерес стал проявляться как только научилась говорить. Началось всё с того, что всюду искала (и с успехом) "шарики"- любые предметы шарообразной формы. Сейчас мы крайне увлечены США, особенно отличием американской версии языка от британской. Даже утверждает, что сама она родилась в США, а я её удочерила, предел мечтаний - уехать на родину. Прочитала здесь, как с этим работать, и поняла, что до некоторых приёмов дошла сама - методом проб и ошибок.
Самая главная наша проблема - она отказывается, порой агрессивно, принимать общепринятые социальные нормы. Главный аргумент: "А где это написано? Это такой закон? Почему если взрослому можно, мне нельзя?" Ответ типа "Эти законы нигде не записаны, люди вырабатывали их веками, наше общество живёт по ним, и ты должна" не устраивают. Никому она ничего не должна. Эти ваши ВСЕ ЛЮДИ веками могли ошибаться, пока сама не удостоверюсь, не буду так делать. Устроила скандал в санатории: отказывалась принимать процедуры, пока весь персонал к ней не станет обращаться на "Вы" - почему я им ВЫ, а они мне ТЫ?. Может отказаться идти в школу. "Вот не пойду и всё. И что ты мне сделаешь? Можешь хоть убить". На меня голос повышает, может обозвать, разговаривает назидательным тоном - это в её понимании "взрослое" поведение.
С повышенной тревожностью пришли к школьному психологу, та сказала, что это не тревожность, это уже невроз, её лечить надо. О дальнейшем походе к психиатру я уже писала.
От марусиной витиеватой речи все педагоги в восторге - как по-взрослому говорит, какой словарный запас! А тут задуматься бы - ну не должен ребёнок такие речевые конструкции городить.
Друзей у неё нет, было такое, что считала подружкой девочку, с которой на самом деле практически не общалась.
С волосами тоже проблема, ни расчесать, ни постричь, ни помыть, а волосы - как нарочно - редкой густоты...
На любое действие составляет алгоритм, записывает. На столе гора тетрадей на все случаи жизни. Особенно порадовал "Алгоритм приготовления яичницы", где седьмым, последним, пунктом значилось "Ждать"...
Животных она боится, потому что они звуки издают. В это я тоже не верила до сегодняшнего дня.
Как же прекрасно, что, благодаря вашему сайту, многое для меня встало на свои места. А то ведь я буквально сегодня днём решила уже наступить на собственные педагогические принципы и начать её пороть за все её "выходки". Правда, ремень пока не нашла. Зато нашла вас, и теперь, я очень надеюсь, мы сможем достичь положительных изменений. Так что большое спасибо создателям сайта и форум за их труд.

Re: Здравствуйте

Добавлено: 25 июл 2013, 22:14
Dig386
Здравствуйте, Elena148.
Вы добавлены в группу "родители" и можете писать в остальных разделах форума.
Ответ типа "Эти законы нигде не записаны, люди вырабатывали их веками, наше общество живёт по ним, и ты должна" не устраивают. Никому она ничего не должна.
Ну так "должны" тут звучит слишком абстрактно. Проще объяснять конкретные последствия их невыполнения и конкретные преимущества от выполнения. Т.е. в стиле "что если делать так, то человек разозлится потому и потому, и не будет с тобой общаться" и т.п.
На любое действие составляет алгоритм, записывает. На столе гора тетрадей на все случаи жизни. Особенно порадовал "Алгоритм приготовления яичницы", где седьмым, последним, пунктом значилось "Ждать"...
Она интуитивно правильно действует, кстати. Но делает ли она нечто подобное для ситуаций общения?

Re: Здравствуйте

Добавлено: 26 июл 2013, 07:25
Elena148
человек разозлится потому и потому, и не будет с тобой общаться" и т.п.

Она не переживает по поводу того, что с ней кто-то не будет общаться, ей вообще всё равно, что думают о ней другие люди. Она на все подобные объяснения отвечает "ну и пусть. Я и так проживу", а если уж последствия более глобальные (в её понимании) - "что ж делать... буду тогда помирать." Поэтому ей очень сложно объяснять, почему так хорошо, а так - плохо.
Она интуитивно правильно действует, кстати. Но делает ли она нечто подобное для ситуаций общения?
Нет. просто потому что она не считает, что у неё есть проблемы в общении. Хотя некоторые элементы визуализации мы используем. Например, отмечаем в табличке, сколько раз за день она смогла сдержать свои агрессивные эмоции, а сколько срывалась.

Re: Здравствуйте

Добавлено: 26 июл 2013, 16:18
babushka
Елена, скажите, ваши девочки внешне разные? Они не однояйцевые близнецы? И у второй девочки нет проблем с психикой? И дружат ли они между собой?

Re: Здравствуйте

Добавлено: 27 июл 2013, 11:10
Elena148
Они разнояйцевые близнецы. Абсолютно не похожи ни внешне, ни по характеру, интересы разные. К сожалению, между собой не дружат, и с подружками сестры Марина не общается. Хотя время от времени возникают "вспышки" каких-то нормальных отношений, но чаще - даже не нейтральные отношения, а скорее неприязнь. У второй девочки психика в норме. Надеюсь, сейчас, поняв источник такого марининого поведения, я смогу и другой дочери всё объяснить, может, и их отношения изменятся.

Re: Здравствуйте

Добавлено: 30 июл 2013, 19:24
Anizi
А где это написано? Это такой закон? Почему если взрослому можно, мне нельзя?" Ответ типа "Эти законы нигде не записаны, люди вырабатывали их веками, наше общество живёт по ним, и ты должна" не устраивают. Никому она ничего не должна. Эти ваши ВСЕ ЛЮДИ веками могли ошибаться, пока сама не удостоверюсь,
А мой тоже так говорит с 4-х лет, теперь реже, но случается. Взрослые аспи, у вас такие идеи в детстве были ? Если да, то почему ?
У меня сыну 12, а дочке - нейротипичной - 11. Они очень даже дружат, хотя нередко и ссорятся, но быстро мирятся. Неужели ваши - близнецы - не дружат совсем ? Буду рада познакомиться с мамой детей близкого возраста

Re: Здравствуйте

Добавлено: 03 авг 2013, 18:19
Elena148
Да вот как-то не дружат. Я, конечно, переживаю по этому поводу. Мне-то хотелось бы, чтобы они стали друг другу поддержкой в будущем, но надеюсь, что с возрастом всё ещё может измениться. Но и сейчас одна за другую может заступиться, могут обсуждать компьютерные игры, например. Ревнуют очень сильно. Нейротипичная девица не желает воспринимать особенности сестры как заболевание, она её раздражает. Да и возраст переходный начался уже.

Re: Здравствуйте

Добавлено: 04 авг 2013, 01:20
an4aso
Anizi писал(а):
А где это написано? Это такой закон? Почему если взрослому можно, мне нельзя?" Ответ типа "Эти законы нигде не записаны, люди вырабатывали их веками, наше общество живёт по ним, и ты должна" не устраивают. Никому она ничего не должна. Эти ваши ВСЕ ЛЮДИ веками могли ошибаться, пока сама не удостоверюсь,
А мой тоже так говорит с 4-х лет, теперь реже, но случается. Взрослые аспи, у вас такие идеи в детстве были ? Если да, то почему ?
Вполне адекватные вопросы. Лично мне всегда казалось странным как раз отсутствие подобных вопросов.Это же вполне естественно, когда человек желает получать аргументированные объяснения того, что не укладывается в рамки его личного логического пространства. Если у взрослого не хватает аргументов настолько, что он доходит до стадного "но так же все делают", возможно, следует подыскать толковую книгу для ребенка, в которой будут разъясняться проблемные моменты. Например книгу по этикету. Мне в свое время очень помогло подобное чтение, поскольку там были не только сами правила, но и логически обоснованные причины, по которым они возникали.
Почему если взрослому можно, мне нельзя?
Вы серьезно недовольны такой постановкой вопроса? Если человек задает такой вопрос, значит он осмысливает поведенческие паттерны. Человек пытается вести себя как взрослый, что в этом дурного. Разве смысл воспитания не в том, чтобы вырастить из ребенка взрослого. Так что плохого в том, что ребенок повторяет за взрослыми. Неужели взрослые, окружающие этого ребенка, настолько неадекватны, что ребенку не стоит брать с них пример?

Re: Здравствуйте

Добавлено: 04 авг 2013, 04:47
Phobos
Anizi писал(а):
Самая главная наша проблема - она отказывается, порой агрессивно, принимать общепринятые социальные нормы. Главный аргумент: А где это написано? Это такой закон? Почему если взрослому можно, мне нельзя?" Ответ типа "Эти законы нигде не записаны, люди вырабатывали их веками, наше общество живёт по ним, и ты должна" не устраивают. Никому она ничего не должна. Эти ваши ВСЕ ЛЮДИ веками могли ошибаться, пока сама не удостоверюсь,
А мой тоже так говорит с 4-х лет, теперь реже, но случается. Взрослые аспи, у вас такие идеи в детстве были ? Если да, то почему ?
Да. Были такие же идеи.
Ни тогда не считал, ни теперь не считаю, что т.наз. "мудрость народную", выраженную в неписанных правилах, социальных нормах, образных выражениях можно воспринять как собственно мудрость, понять и принять на логическом уровне. А эмоциональный мне всегда был не понятен.
Elena148 писал(а):
Ну так "должны" тут звучит слишком абстрактно. Проще объяснять конкретные последствия их невыполнения и конкретные преимущества от выполнения. Т.е. в стиле "что если делать так, то человек разозлится потому и потому, и не будет с тобой общаться" и т.п.
Она не переживает по поводу того, что с ней кто-то не будет общаться, ей вообще всё равно, что думают о ней другие люди. Она на все подобные объяснения отвечает "ну и пусть. Я и так проживу", а если уж последствия более глобальные (в её понимании) - "что ж делать... буду тогда помирать." Поэтому ей очень сложно объяснять, почему так хорошо, а так - плохо.
На меня подобные аргументы всегда действовали наоборот: "Ну и хорошо, что не прийдется с таким неприятным (нелогичным, непоследовательным, непредсказуемым, непонятным) человеком общаться". Т.е. я наоборот внутренне радовался этому факту. Никогда не понимал, да и сейчас не понимаю: что настолько сильно мотивирует других на лицемерное общение с неприятными, глубоко противными им людьми? Ну, т.е. я конечно иногда сам замечал, или мне прямо сообщали о меркантильных интересах, стоящих за этим. Но для меня это было очень странно. Потому что в моём понимании никакая потенциальная выгода не могла перевесить массивный негатив, связанный с необходимостью такого общения...
Позже пришло понимание, что не получится полностью избегать общения с людьми, не логикой руководствующимися, а непредсказуемыми неписанными правилами и социальными нормами. Но и это не стало достаточным поводом изменить своё отношение. Думаю, тут основная проблема всё же в том, что очень трудно, да и принципиально невозможно все "правила" запомнить и вовремя адаптивно применить. Каждый возможный случай, представляется уникальным из-за обострённого внимания к деталям и неспособности интуитивно понимать мотивации (как правило эмоциональные). Обобщение социальных ситуаций работает плохо (логики не достаточно). И если нет возможности выработать универсальный алгоритм, а возможно только частное решение в каждом конкретном случае, да и то несвоевременное, неполноценное, то и нет никакого интереса заниматься решением таких задач. Нет ощущения, что таким образом нарабатывается применимый социальный опыт, а не впустую тратится время, силы и нервы.

Re: Здравствуйте

Добавлено: 04 авг 2013, 15:54
Elena148
an4aso писал(а): Если у взрослого не хватает аргументов настолько, что он доходит до стадного "но так же все делают", возможно, следует подыскать толковую книгу для ребенка, в которой будут разъясняться проблемные моменты. Например книгу по этикету. Мне в свое время очень помогло подобное чтение, поскольку там были не только сами правила, но и логически обоснованные причины, по которым они возникали.
Спасибо за совет насчёт книги. Обязательно воспользуюсь.
an4aso писал(а): Человек пытается вести себя как взрослый, что в этом дурного. Разве смысл воспитания не в том, чтобы вырастить из ребенка взрослого. Так что плохого в том, что ребенок повторяет за взрослыми. Неужели взрослые, окружающие этого ребенка, настолько неадекватны, что ребенку не стоит брать с них пример?
Дело не в неадекватности окружающих (надеюсь). Просто порой доходит до абсурда (по крайней мере, я так это воспринимаю). "Почему взрослые мне говорят ТЫ, а я должна им - ВЫ?". "Почему ты можешь ложиться спать когда хочешь, а я - по режиму?" "Почему учитель мне может сделать замечание, а я ей нет?"... и таких примеров масса. Конечно, объясняю как могу. Сейчас, когда она узнала, что "особенная", стало проще. По крайней мере, приняла то, что ей надо стараться учиться жить среди людей. Иногда даже старается.
И я уверена, что вместе мы обязательно справимся.