читать дальше »1. Общение. С детского сада был в каждой группе (детсадовской) один человек, с которым дружили. Года в 4 – мальчик, потом девочки. Как переходила в другую группу – дружба прекращалась. В гости друг к другу не ходили. Во дворе почти ни с кем не играла, большую часть времени либо одна, либо со своим старшим братом. В школе аналогично. Дружба в школе до 7 класса с одной девочкой, изредка ходили друг к другу в гости, вместе играли в куклы. Общий сценарий игр был одинаковый: у меня в гостях играли в «похищение», у нее – в больницу. После 7 класса общение свелось к поговорить с 15-20 минут по дороге домой, разговоры про учебу. Лишь одной девочке было интересно, как мне казалось, слушать про то, что я читала. Разговоры такие были дольше. В институте на 3 курсе разругалась с одногрупницами и больше из группы ни с кем не общалась вне института. В перерывах поддержать общую беседу на тему учебы вполне могла. Почти всегда больше слушала, чем говорила. Сейчас есть две девушки с которыми поддерживаю поверхностное общение, скорее для того, чтобы не чувствовать себя ущербной из-за того, что никто со мной не хочет общаться.
2. Новые ситуации, изменение планов. В детстве очень любила мороженое, но отказывалась от предложений купить его себе самой, лет до 7-8. Необходимость подойти к продавщице и попросить мороженое приводила в ужас. Предпочитала остаться без мороженого. Лет с 8-9 меня стали посылать в магазин за хлебом, всегда по много раз повторяла про себя, что именно мне нужно купить и как я это назову продавщице. В настоящем при необходимости получить какую-то справку или позвонить кому-то новому, по работе, например, тоже сперва мысленно проговариваю, что скажу, прикидываю, что мне на это могут ответить и как стоит реагировать. Не люблю менять планы. Точнее, сама за пару часов до конца рабочего дня решить, что мне нужно съездить в магазин за чем-то и текущий день вполне для этого подходит. Но, если я запланировала что-то конкретное на вечер или выходные, а мне позвонит подружка и куда-то позовет, я, скорее всего, откажусь, даже если в принципе предложение меня интересует.
3. Постоянно тереблю кольца на пальцах, серьги в ушах, поправляю волосы. Когда нахожусь одна, прикусываю ноготь или даже палец (подушечку или сгиб), когда вокруг другие люди, стараюсь ограничиваться просто прикладыванием пальцев к губам. Нередко грызу ручку или карандаш, когда о чем-то задумываюсь. Со школьных времен замечаю, что иногда прижимаю ладони к лицу, закрыв, как маской, нос и губы, сильно напрягаю мышцы рук, что они начинают подрагивать. Иногда то же просто сцепив руки.
4. Когда слышу повторяющиеся ритмические стуки (например, кто-то постукивает чем-то, или соседи гвозди забивают) раздражает ужасно, мешает сосредоточиться на том, что делаю. Иногда мешает так сильно, что хочется уже самой головой о стол биться. От некоторых шумов могу отстраниться, как бы исключить их из восприятия. Это требует специального волевого усилия и не всегда удается. Интересно то, что от разговора голосами средней интенсивности отстраниться легче, чем если кто-то шепчет. Когда слишком много людей одновременно обращается с просьбами, более трех, возникает ощущение, что мир меня пытается порвать на кусочки. Я начинаю очень зло огрызаться. И при первой же возможности стараюсь уединиться и посидеть некоторое время, закрыв глаза и прикрыв руками голову. Иногда зажмурившись и прижав ладони к вискам, сильно напрягаю мышцы рук (в этом случае прячусь там, где никто не видит). Если чем-то сильно увлечена, могу не слышать, как меня громко зовет человек, находящийся от меня в 2 метрах.
5. Не могу носить шерстяные вещи. Даже с 10% содержанием шерсти, сразу колется. В детстве маме приходилось надевать на меня махровые носки. В детстве не позволяла заплетать себе косу, начинала кричать (сама не помню, мама рассказывала).
Не могла есть сметану с комочками, даже крохотными, до рвоты. Сейчас к этому спокойнее отношусь. По той же причине не пила кефир, не пила кипяченое молоко с пенками. Не могу есть грибы. Кажутся мерзкими и склизкими. Однажды мама приготовила картофель, нарезав его так, что он выглядел, как макароны. Не могла есть из-за несоответствия вида и вкуса (мне было лет 10.) Могу есть лишь определенный вид фигурных макарон, в остальных кажется слишком много теста, неприятные ощущения при пережевывании.
6. Очень плохо воспринимаю послания, зашифрованные в жестах и мимике, кроме особо явных. (Улыбается = хорошо, хмурится = грустит). Могу заметить резкие перемены настроения, но для подробного понимания требуется уточнить, что происходит. При разговоре стараюсь смотреть в глаза, потому что где-то вычитала, что это считается вежливым. Но информация, которую я могу из этого почерпнуть – цвет глаз собеседника. Только с матерью я более-менее могу по невербальным данным интерпретировать послание. Тем более, что они обычно у нее очень выразительные, если истинный смысл сообщения отличается от слов. Помимо словесного содержания сообщения я еще обыкновенно ориентировалась на голос. Однако не могу сказать, что умею верно распознавать оттенки интонаций. Если не кричат – воспринимаю как скорее доброжелательное или нейтральное отношение. Конкретнее – пытаюсь интерпретировать из словесного контекста. Не умею ставить себя на место другого человека. Точнее, в общих чертах могу представить, что я бы чувствовала в некоторой ситуации, но это определенно имеет мало отношения к другому человеку.
7. В детстве не понимала шуток, часто плакала из-за этого. Но, поскольку в семье все любили шутить друг над другом, со временем поняла, что слова и фразы могут иметь больше одного значения в зависимости от контекста. Нередко, слыша какую-то фразу, воспринимаю сразу несколько смыслов. Обычно (с людьми, которых относительно давно знаю) могу понять, который имелся ввиду в конкретном случае, но одновременно нахожу фразу забавной из-за наличия другого смысла. С малознакомыми людьми или малознакомыми формулировками случается, что воспринимаю буквально.
8. Понимаю устоявшиеся метафоры. Когда сама говорю метафорами, всегда точно знаю, что имею ввиду. При необходимости могу расшифровать, хотя и нежелательно. Люблю метафоры за возможность сказать что-то важное и емкое с минимальным использованием слов. Для понимания индивидуальных метафор другого человека требуется хорошо знать человека, его жизнь, чтобы сопоставить метафоры с событиями жизни. Иначе понимание весьма общее, на уровне собственных ассоциаций с используемыми словами.
9. К особо интенсивным интересам могу отнести кошек и фэнтэзи.
У меня дома живут два кота, я могу очень долго говорить про кошек, дома более 30 разных изображений кошек (игрушки, фигурки, серьги, наклейки, значки и т.д.) по большей части, кстати, подарки. Плюс подборка картинок на компе.
В детстве любила читать сказки, самые любимые сборники – перечитывала по многу раз. Так же была любимая детская книжка, которую я все время с собой таскала (6-8 лет примерный возраст, м.б. с 5 лет). Из нее постоянно перечитывала одно стихотворение и страничку с частушками на тему школы. Все остальное – не уверена, что хоть раз прочитала. До сих пор помню, как выглядела и называлась та книжка, а так же картинки со страниц со стишком и частушками.
Фэнтэзи и в гораздо меньшей степени фантастику я читаю лет с 12. По сути, за чтением я проводила почти все свободное время. Еще иногда рукоделием занималась. Любила представлять себя жительницей вымышленного мира, свой мир обычно не сочиняла, использовала имеющиеся. Персонажи фантазий вели себя в соответствии с характерами и ценностями, заданными автором, и моими представлениями, как такие люди могли бы себя вести. Сложно сказать, насколько я была права, я никогда не записывала свои фантазии. В книгах меня особо привлекали взаимоотношения людей. Поскольку там все эмоции и мотивы были прописаны, все было понятно.
Любимые книги перечитываю минимум по разу, особо любимы – по 3-4 раза.
Переплетающийся с интересом к фэнтэзи интерес к путешествиям по городам Европы, предпочитаю те, где есть старые средневековые города. Обожаю замки, особенно те, где нет внутреннего убранства, то есть явно нет людей, люблю полуразрушенные.
Вызывают любопытство средневековые легенды про рыцарей, так же любопытствую скандинавскими мифами, пока не очень сильно.
10. Никто не говорил мне, что у меня какой-то необычный голос или интонации. Но замечала, что когда говорю о чем-то важном для себя, начинаю по мере рассказа повышать голос, самой становится заметно, когда уже почти кричу, тогда осознанным усилием возвращаю интонации в среднюю интенсивность. Замечала, что копирую интонации брата. А так же некоторые его жесты и выражения лица. Еще со школы были нередки ситуации, когда меня спрашивала, почему я грустная. Но действительно грустная я была от силы в 5% случаев, в остальных – просто думала о чем-то своем, приятном или нейтральном.
читать дальше »1. Я умею врать. Уже в детстве осознала, что временами утаив правду, можно избежать негативных последствий. Например, не сознаваться, что накрошила в комнате. Или где-то в 8 классе, не желая участвовать в каком-то дополнительном школьном мероприятии, потому что совершенно оно было не интересно, я соврала, что у брата нет ключей от дома, поэтому мне обязательно надо уйти домой. Понимала, что говорить, что мне неинтересно, нельзя. Это невежливо. Хотя испытывала дискомфорт, что пришлось соврать. Вместе с тем, родителям я о себе долгое время рассказывала почти все, что со мной в школе происходило. В ситуации неожиданного вопроса я с вероятностью 99% процентов отвечу правду, если только не знаю по каким-то причинам совершенно точно, что правду говорить не стоит. К примеру, классе в 6 в школе проводили что-то вроде тестирования психологического. В числе прочих вопросов было «Крутите ли вы что-либо в руках во время разговора, например, пуговицу?». Я честно ответила «да». А когда рассказала дома, меня отругали за то, что я написала, что я нервная.
2. Я могу поддерживать беседы ни о чем. Хотя они сильно утомляют. Но я осознаю это как необходимый элемент социального взаимодействия, составляющая широкого набора правил «так надо, так принято».
3. Я отлично училась в школе и институте, поскольку хотела быть идеальным ребенком для родителей. И довольно рано осознала (в 6 лет точно, может, и раньше), что лень – неприемлемая вещь для них. И заставляла себя изучать и неинтересные предметы тоже, потому что нельзя лениться. Социальные правила (быть вежливой со всеми, благодарить даже за ненужные подарки и т.д.) усваивала, веря маминым словам «так надо, так принято».
Очень старалась сократить и упорядочить информацию для облегчения чтения.
Заранее спасибо.