Дети с аутизмом разные: есть спокойные, есть активные, у каждого свои особенности (поведенческие, сенсорные). Возможно, перед началом практики есть смысл спросить педагога, который с ними работает, что любит, чего не любит, чего боится каждый из этих детей.
Ocoka писал(а):
Мне бы хотелось узнать на примере вашего сына, как долго он привыкает к новому человеку и какая форма инструкций для выполнения заданий (учебных, игровых и т.д.) для него максимально удобна?
Мой сын ведет себя активно; проявляя эмоции, может кричать и визжать, залезать на стол.
К новым взрослым сын относится неплохо, достаточно спокойно, но называет их на "ты", может вести себя "бесцеремонно": хватать за руки, отбирать вещи (обычно если какая-то вещь у взрослого его заинтересовала), рассказывать об интересующих его вещах и т.п. Иногда, познакомившись с женщиной, лезет к ней под юбку (это его личная особенность, но подобное возможно). Беспокойная реакция взрослого, крик усиливают активность ребенка и нежелательные для взрослых действия. При правильной реакции взрослого привыкает к общению с ним быстро, например, с руководительницей кружка керамики общение наладилось практически сразу.
Разговаривать с ним надо спокойно, формулировки краткие и четкие, довольно часто их надо повторить несколько раз (это действует для многих аутистов). Неплохо воспринимает визуальное подкрепление заданий (используются карточки PECS: используются расписания, составленные из картинок, иногда, если не действует словесное задание, можно показать карточку, и это помогает), а также физическую помощь (чтобы он начал писать определенную строку, некоторое время надо было его руку ставить в начало этой строки, позволял это делать только мне; если математические примеры написаны в столбик, каждый следующий пример, находящийся ниже, надо показать ему пальцем, иначе не решает дальше). Но с физической помощью не универсально: многие дети резко негативно относятся к прикосновениям.
Не умеет ждать (большой перерыв между заданиями может вызвать крики).
В школе, где учится мой сын, педагоги не организуют игры, но детям с аутизмом помощь в организации игр нужна. Об этом не смогу рассказать, т.к. нет такого опыта и представления, как действовать в таких ситуациях.
Мой опыт -- это только один из возможных случаев, у каждого ребенка есть индивидуальные особенности и потребности.