Re: Не от мира сего или социальная "неисправность"
Добавлено: 08 апр 2024, 10:49
В этой теме я практически не затрагивала аутичных симптомов. Цели разобраться в себе не было, так как я давно разобралась. Так-то изначально пришла поныть среди «своих», которые не станут набрасываться и учить жизни. И попрактиковаться в откровенности. Но поскольку вижу, что новые участники читают мою тему, сопоставляя описание со своими симптомами, решила внести дополнения. Что-то уже упоминается выше, а что-то нет.
1. У меня отличная память. То, что интересно и важно, могу читать с доски или листа – любой давности. В разумных пределах, конечно. Институтские записи помню лишь процентов на 25. Подчеркну, что к уже сформировавшемуся знанию это не относится – когда установлены логически-опосредованные связи, в визуальных опорах нет надобности. Кое-что забываю, однако в нужный момент оно может всплыть в памяти.
2. Сканирую незнакомые тексты, мгновенно вычленяя важную информацию. Не знаю, может, у всех так – но когда мне нужно найти какие-то сведения, зрительно сканирую страницу и за 1-2 секунды нахожу их. Это позволяет быстро обрабатывать массивы информации и сопоставлять множественные данные. Мне помогает это в работе и жизни (см. ниже).
3. Говорить и читать начала почти одновременно, в 3 года. Писать – чуть позже. Заговорила фразами, до этого произносила односложные (не факт) слова с закрытым ртом типа «это», «дай» и т. д. Детских книг не было, поэтому училась на стихах, сказках и повестях Пушкина (некоторые стихи, которые выучила в 3 года, помню наизусть, хотя с тех пор ни разу не перечитывала), затем перешла на другие книги и учебники. В целом всё понимала, хотя, конечно, не так как взрослые. Бабушка с дедушкой были педагогами, поэтому в их доме, где я жила до школы, была большая библиотека классической литературы, школьные энциклопедии и учебники. Всё это казалось невероятно интересным.
4. С детства не переношу громкие звуки, яркий свет и некоторые синтетические ткани. Когда до них дотрагиваюсь, меня передёргивает, по спине бегут мурашки. Бр-р-р. В моём детстве у многих бабушек были китайские покрывала из искусственного шёлка: жёлтые, розовые, голубые, с вышитыми жар-птицами и фантазийными цветами. Сейчас неприятные ткани встречаются реже, но иногда попадаются в руки.
5. Не признаю авторитетов. Равнодушна к чужому мнению и гуруанству, любую инфо проверяю досконально, в том числе диагнозы. Просто покупаю/скачиваю учебники и анализирую. Даже в отсутствие практики не ошибалась и искала неравнодушных и грамотных врачей, которые мыслили в том же направлении. Дважды это спасло жизнь – мне и моему мужу. Что уж говорить об остальных сферах. В детстве считалась «непослушной/неуправляемой», так как нарушала запреты – но не вопреки, а потому что не воспринимала их. Не замечала. То есть если мне было что-то нужно, я просто шла и делала. Молча и деловито, как опоссум. Поэтому обжигалась, получала травмы и т. д.
6. Ощущаю чужие эмоции. Поэтому не могу находиться в местах скоплений людей, где много печали, тревоги, агрессии и т. д. После таких мероприятий могу сутки лежать без сил, не вставая (по-видимому, это моя форма мелтдауна). Небольшие концерты в камерных залах люблю. Считываю эмоции/энергетику близких, мгновенно распознаю, если они чем-то расстроены или обрадованы, даже если не показывают вида. Хотя по лицу ничего не понимаю. С неблизкими так же, но спросить не могу.
7. Из-за нарушения зрительного контакта и аутичности в детстве считалась застенчивой. Дети ко мне тянулись, друзей и подружек было много. Могла сдружиться за 5 минут, если чувствовала, что между нами позитивные эмоции (общие интересы или симпатия). Жила в курортном городке, поэтому мимолётных подружек было много – они уезжали, но приезжали новые и т.д.
8. С трудом переношу прикосновения. В детстве уворачивалась, сейчас терплю из вежливости.
9. Проблемы с равновесием и ощущением себя в пространстве. Моторика развита хорошо – я иногда шью для себя и делаю это очень аккуратно. Но часто не вписываюсь в проходы (при своём-то 42-44 размере!), задеваю углы и косяки. В 20+ лет получила контузию ГМ, не вписавшись в низкий дверной проём. Лечилась два года. С тех пор осторожничаю, но иногда промахиваюсь, особенно в сумерках. Иногда бывают проблемы со ступеньками на спуске. Не смогла освоить велосипед, ролики и коньки, хотя тренировалась долго и упорно. При этом быстро плаваю, имею отличную растяжку. В играх, требующих ловкости и реакции, в детстве лидировала. Была хорошим прыгуном и непробиваемым вратарём. Но на поле часто врезалась в других игроков.
10. Любовь к миру, природе и всему живому. Каждая букашка – полноценная жизнь. Просто мы живём в разных мирах и временных рамках. И подёнка проживает свою короткую жизнь так же полноценно, как и человек, но по-своему. Антропоцентризм мне чужд.
11. Испытываю трудности с распознаванием собственных чувств и эмоций. Раньше я только не понимала их, но и испытывала внутреннюю скованность, вымороженность (которую, впрочем, связываю с травматичным детством, а не с РАС, потому что в дошкольном возрасте, когда я жила у бабушки, этой скованности и вымороженности не было). В возрасте 20+ возникали абсурдные ситуации: например, какой-то парень производил на меня отталкивающее впечатление – я испытывала внутренний дискомфорт, но не могла правильно его истолковать и принимала это чувство за симпатию. Подобная история лежит в основе моего первого замужества.
В целом моя социально-эмоциональная жизнь напоминала блуждания в дремучем лесу с завязанными глазами. Если добавить, что я ещё считывала чужие эмоции, принимая их за свои, то получается полный треш и угар. Во всём этом винегрете разбиралась поэтапно. Сейчас могу определить, положительно или отрицательно окрашены эмоции, принадлежат они мне или другому человеку, и если мне – что именно их спровоцировало. Затем могу прорефлексировать и предположить внутренние причины. Например, эта ситуация напомнила мне о человеке, по которому я скучаю, поэтому мне грустно и текут слёзы. Да, и раньше бывало так, что слёзы возникали сами по себе, а я не понимала, почему. При этом плачу крайне редко.
12. Не люблю и не умею поддерживать светские беседы (ерунда, жаль тратить на неё усилия). В реальности это никогда мне не мешало. Другим, надеюсь, тоже)
13. В школе считалась одарённым ребёнком, но сама об этом не думала. Слишком много проблем было дома. Отдушиной были школьные/внешкольные подруги и друзья, а также вечера, проведённые в библиотеке. По сути, всему училась у ровесников и на своих ошибках, т. к. родители не общались со мной даже в периоды трезвости. Они работали, а по вечерам сидели вдвоём в зале перед телевизором. На выходных ходили в гости, ездили за грибами, по магазинам, в соседние города – сейчас кажется странным, что меня не брали с собой. Я сидела в своей комнате, гуляла по городу или играла во дворе с собакой. Хотя в начальной школе на каникулах мама водила меня в кино.
Впрочем, игрушки они мне покупали, сладости, жвачки там всякие. Но не разговаривали (в основном сообщали, что пора ужинать и давали задания по дому: убраться, помыть полы и посуду, приготовить еду) и не интересовались даже оценками (или чем там другие родители обычно интересуются?). Иногда я с ними за компанию смотрела телевизор и читала их книги, включая отцовские учебники по психиатрии. Так, но это уже травматика, не относящаяся к СА, поэтому стоп. Хотя… Именно из-за РАС родители воспринимали меня как неполноценную. Поэтому часть моей травматики можно считать РАС-опосредованной.
14. Важную часть моей жизни составляет музыка. Не играю, хотя умею (закончила музыкалку), но слуууууушаю… В юности красиво пела.
15. Самоповреждающий стимминг – почти избавилась от него. Вокальные тики контролирую, чтобы не на людях. В глаза смотреть трудно, но в целом это и не обязательно. Человеку, которому доверяю, могу смотреть, хотя и реже, чем нормотипики. Однажды в поезде познакомилась с человеком с гетерохромией и не догадывалась о том, что у него разные глаза, пока он мне не сказал об этом. К тому моменту мы несколько часов сидели в купе друг напротив друга (за столиком!) и общались. Я удивилась и впервые взглянула ему в глаза. Да, это действительно прикольно. У меня тоже гетерохромия, но центральная, которая не является редкостью.
16. Ещё важный момент. Когда меня спрашивали, я не могла сразу ответить, секунд 20-30 собиралась с мыслями. Учителя знали об этом и давали мне на это время. С возрастом стало попроще, я натренировалась отвечать быстро. Но. На то, чтобы обмозговать какую-то жизненную ситуацию, у меня может уйти год, полгода или несколько лет.
1. У меня отличная память. То, что интересно и важно, могу читать с доски или листа – любой давности. В разумных пределах, конечно. Институтские записи помню лишь процентов на 25. Подчеркну, что к уже сформировавшемуся знанию это не относится – когда установлены логически-опосредованные связи, в визуальных опорах нет надобности. Кое-что забываю, однако в нужный момент оно может всплыть в памяти.
2. Сканирую незнакомые тексты, мгновенно вычленяя важную информацию. Не знаю, может, у всех так – но когда мне нужно найти какие-то сведения, зрительно сканирую страницу и за 1-2 секунды нахожу их. Это позволяет быстро обрабатывать массивы информации и сопоставлять множественные данные. Мне помогает это в работе и жизни (см. ниже).
3. Говорить и читать начала почти одновременно, в 3 года. Писать – чуть позже. Заговорила фразами, до этого произносила односложные (не факт) слова с закрытым ртом типа «это», «дай» и т. д. Детских книг не было, поэтому училась на стихах, сказках и повестях Пушкина (некоторые стихи, которые выучила в 3 года, помню наизусть, хотя с тех пор ни разу не перечитывала), затем перешла на другие книги и учебники. В целом всё понимала, хотя, конечно, не так как взрослые. Бабушка с дедушкой были педагогами, поэтому в их доме, где я жила до школы, была большая библиотека классической литературы, школьные энциклопедии и учебники. Всё это казалось невероятно интересным.
4. С детства не переношу громкие звуки, яркий свет и некоторые синтетические ткани. Когда до них дотрагиваюсь, меня передёргивает, по спине бегут мурашки. Бр-р-р. В моём детстве у многих бабушек были китайские покрывала из искусственного шёлка: жёлтые, розовые, голубые, с вышитыми жар-птицами и фантазийными цветами. Сейчас неприятные ткани встречаются реже, но иногда попадаются в руки.
5. Не признаю авторитетов. Равнодушна к чужому мнению и гуруанству, любую инфо проверяю досконально, в том числе диагнозы. Просто покупаю/скачиваю учебники и анализирую. Даже в отсутствие практики не ошибалась и искала неравнодушных и грамотных врачей, которые мыслили в том же направлении. Дважды это спасло жизнь – мне и моему мужу. Что уж говорить об остальных сферах. В детстве считалась «непослушной/неуправляемой», так как нарушала запреты – но не вопреки, а потому что не воспринимала их. Не замечала. То есть если мне было что-то нужно, я просто шла и делала. Молча и деловито, как опоссум. Поэтому обжигалась, получала травмы и т. д.
6. Ощущаю чужие эмоции. Поэтому не могу находиться в местах скоплений людей, где много печали, тревоги, агрессии и т. д. После таких мероприятий могу сутки лежать без сил, не вставая (по-видимому, это моя форма мелтдауна). Небольшие концерты в камерных залах люблю. Считываю эмоции/энергетику близких, мгновенно распознаю, если они чем-то расстроены или обрадованы, даже если не показывают вида. Хотя по лицу ничего не понимаю. С неблизкими так же, но спросить не могу.
7. Из-за нарушения зрительного контакта и аутичности в детстве считалась застенчивой. Дети ко мне тянулись, друзей и подружек было много. Могла сдружиться за 5 минут, если чувствовала, что между нами позитивные эмоции (общие интересы или симпатия). Жила в курортном городке, поэтому мимолётных подружек было много – они уезжали, но приезжали новые и т.д.
8. С трудом переношу прикосновения. В детстве уворачивалась, сейчас терплю из вежливости.
9. Проблемы с равновесием и ощущением себя в пространстве. Моторика развита хорошо – я иногда шью для себя и делаю это очень аккуратно. Но часто не вписываюсь в проходы (при своём-то 42-44 размере!), задеваю углы и косяки. В 20+ лет получила контузию ГМ, не вписавшись в низкий дверной проём. Лечилась два года. С тех пор осторожничаю, но иногда промахиваюсь, особенно в сумерках. Иногда бывают проблемы со ступеньками на спуске. Не смогла освоить велосипед, ролики и коньки, хотя тренировалась долго и упорно. При этом быстро плаваю, имею отличную растяжку. В играх, требующих ловкости и реакции, в детстве лидировала. Была хорошим прыгуном и непробиваемым вратарём. Но на поле часто врезалась в других игроков.
10. Любовь к миру, природе и всему живому. Каждая букашка – полноценная жизнь. Просто мы живём в разных мирах и временных рамках. И подёнка проживает свою короткую жизнь так же полноценно, как и человек, но по-своему. Антропоцентризм мне чужд.
11. Испытываю трудности с распознаванием собственных чувств и эмоций. Раньше я только не понимала их, но и испытывала внутреннюю скованность, вымороженность (которую, впрочем, связываю с травматичным детством, а не с РАС, потому что в дошкольном возрасте, когда я жила у бабушки, этой скованности и вымороженности не было). В возрасте 20+ возникали абсурдные ситуации: например, какой-то парень производил на меня отталкивающее впечатление – я испытывала внутренний дискомфорт, но не могла правильно его истолковать и принимала это чувство за симпатию. Подобная история лежит в основе моего первого замужества.
В целом моя социально-эмоциональная жизнь напоминала блуждания в дремучем лесу с завязанными глазами. Если добавить, что я ещё считывала чужие эмоции, принимая их за свои, то получается полный треш и угар. Во всём этом винегрете разбиралась поэтапно. Сейчас могу определить, положительно или отрицательно окрашены эмоции, принадлежат они мне или другому человеку, и если мне – что именно их спровоцировало. Затем могу прорефлексировать и предположить внутренние причины. Например, эта ситуация напомнила мне о человеке, по которому я скучаю, поэтому мне грустно и текут слёзы. Да, и раньше бывало так, что слёзы возникали сами по себе, а я не понимала, почему. При этом плачу крайне редко.
12. Не люблю и не умею поддерживать светские беседы (ерунда, жаль тратить на неё усилия). В реальности это никогда мне не мешало. Другим, надеюсь, тоже)
13. В школе считалась одарённым ребёнком, но сама об этом не думала. Слишком много проблем было дома. Отдушиной были школьные/внешкольные подруги и друзья, а также вечера, проведённые в библиотеке. По сути, всему училась у ровесников и на своих ошибках, т. к. родители не общались со мной даже в периоды трезвости. Они работали, а по вечерам сидели вдвоём в зале перед телевизором. На выходных ходили в гости, ездили за грибами, по магазинам, в соседние города – сейчас кажется странным, что меня не брали с собой. Я сидела в своей комнате, гуляла по городу или играла во дворе с собакой. Хотя в начальной школе на каникулах мама водила меня в кино.
Впрочем, игрушки они мне покупали, сладости, жвачки там всякие. Но не разговаривали (в основном сообщали, что пора ужинать и давали задания по дому: убраться, помыть полы и посуду, приготовить еду) и не интересовались даже оценками (или чем там другие родители обычно интересуются?). Иногда я с ними за компанию смотрела телевизор и читала их книги, включая отцовские учебники по психиатрии. Так, но это уже травматика, не относящаяся к СА, поэтому стоп. Хотя… Именно из-за РАС родители воспринимали меня как неполноценную. Поэтому часть моей травматики можно считать РАС-опосредованной.
14. Важную часть моей жизни составляет музыка. Не играю, хотя умею (закончила музыкалку), но слуууууушаю… В юности красиво пела.
15. Самоповреждающий стимминг – почти избавилась от него. Вокальные тики контролирую, чтобы не на людях. В глаза смотреть трудно, но в целом это и не обязательно. Человеку, которому доверяю, могу смотреть, хотя и реже, чем нормотипики. Однажды в поезде познакомилась с человеком с гетерохромией и не догадывалась о том, что у него разные глаза, пока он мне не сказал об этом. К тому моменту мы несколько часов сидели в купе друг напротив друга (за столиком!) и общались. Я удивилась и впервые взглянула ему в глаза. Да, это действительно прикольно. У меня тоже гетерохромия, но центральная, которая не является редкостью.
16. Ещё важный момент. Когда меня спрашивали, я не могла сразу ответить, секунд 20-30 собиралась с мыслями. Учителя знали об этом и давали мне на это время. С возрастом стало попроще, я натренировалась отвечать быстро. Но. На то, чтобы обмозговать какую-то жизненную ситуацию, у меня может уйти год, полгода или несколько лет.