Dream писал(а):Разумеется, мы в универе изучали этапы развития мышления ребенка (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое), и последнее сохраняется у взрослых людей в течение жизни. А абстрактно-логическое мышление требует оперирования логическими единицами, т.е. понятиями и суждениями. Но о невербальных типах мышления я как-то никогда не задумывалась: какое оно? У кого бывает? В каких состояниях?
Следуя даже этой схеме, надо внести уточнение: все эти типы мышления не сменяют друг друга, а с развитием ребенка / человека добавляются "новые". При этом не исчезают "старые", и в определенных ситуациях они задействуются и именно они могут быть наиболее эффективными или единственно доступными.
Эта схема показывает характер объектов внимания и характер операций с ними, но не показывает, как, в какой форме эти операции происходят в психике.
Понятно, что более конкретные и предметные (в данной схеме -- связанные с более ранним возрастом) типы мышления могут действовать без участия речи, а более абстрактные соотносятся с определенными речевыми навыками, определенным уровнем развития и, соответственно, задействования речи. Эта связь (развития мышления и развития речи) вроде бы считается обязательной, но (даже если принять на веру обязательность этой связи) как работает речь в процессах мышления в каждой конкретной голове? Очевидно, что не у всех людей мышление разворачивается как "внутренний диалог" и даже как "внутренний монолог". Уже Л. С. Выготский писал о том, что "внутренняя речь", если представить ее как последовательную запись, будет редуцированной по сравнению с "внешней" речью, использующейся для общения (
о внутренней речи, в том числе о ее структуре).
По своему опыту могу сказать, что если здесь имеет место редукция, то в некоторых случаях она значительная -- с полным разрушением синтаксиса, с наличием только единичных лексических единиц при большом объеме информации, представленном в невербальной форме.
Склонна считать, что то, как мыслительный процесс организуется (в виде диалога, монолога, образов, схем и др.), может быть у разных людей по-разному, и всё это в рамках нормы, если дает приемлемые результаты и не становится опасным (как чужие голоса при психических заболеваниях и т.п.). Другое дело, что при работе с большим количеством людей это надо учитывать. Тому, кто мыслит схемами, в значительной степени невербально организованными (как минимум, характер связей "виден", а не обозначен словами), вряд ли есть смысл говорить что-то о мышлении, опираясь на представления о "внутреннем диалоге" как "субстрате" мыслительных операций.
Не совсем понятно: Вы специалист-психолог? При этом помните только классификацию из университетского курса (пусть общепризнанную, но явно упрощенную)? Или неправильно представляю себе ситуацию?
В любом случае, успехов в изучении вопроса, особенно если эти знания профессионально нужны.