Margo писал(а):Подавление - это примитивный способ управления, который далеко не всегда работает и не всегда полезенe]
Я не очень понимаю смысл этой фразы, объясните пожалуйста, и еще не понимаю, какая есть альтернатива подавлению / т е контролю эмоции /, альтернатива- это выплескивание ?
Альтернативы выражению эмоций нет никакой. Вопрос в том,
как именно эмоции надо выражать. При подавлении вся энергия уходит в бессознательное и там накапливается. Как результат во взрослом возрасте (когда уже много накопилось) неврозы, панические атаки и соматические болезни тоже (все болезни от нервов).
Подавление не равно контролю. Контроль, в первую очередь, начинается с осознавания эмоции (а этому как раз не учат даже нейротипичных детей, а уж аутичных надо учить отдельно и в первую очередь). Затем выражение в той форме в которой есть. Затем научиться выражать «правильно» (адекватно).
Эмоции – это энергия. По закону сохранения энергии, «в никуда» она деться не может. Не доводите до «ядерного взрыва» (про Мандельштама как раз).
Как выражать правильно? Тут песня долгая и длинная.. Может быть когда-нибудь напишу подробно. В основе лежит биомеханика тела. Но, если вкратце, то это есть в книжках по психологии. Направьте эту энергию в какое-то созидательное русло. Если ребенок часто, например, кричит, то научите его петь. Пусть кричит, но законно. Пусть тратит эту энергию на освоение искуствова владения своими голосовыми связками. Вот это уже настоящий контроль.
Margo писал(а):Ведь очень часто дети не слушаются вовсе не потому, что не понимают, как надо себя вести, а потому что не хотят понимать. Хотят настоять на своем, показать, что они главнее. Однако в глубине души любой ребенок сознает, что поступает плохо. Совесть-то есть у каждого. А в детской душе, еще по-настоящему не поврежденной пороками, голос совести звучит гораздо отчетливей, чем у взрослых.
Возьмем конкретный пример. Взрослый говорит ребенку, что сейчас ребенку надо сидеть тихо и заниматься (почитать книжку, например). А ребенку именно в этот момент хочется попрыгать и побегать. У него радость и она просится наружу (он ее выражает в прыжках). Ребенок может быть и не прочь «позаниматься», но не сейчас. Взрослый этого «не сейчас» не понимает. У него налицо факт: «ребенок не слушается». У взрослого в голове, в соответствии с встроенным с голову стереотипом, возникает неосознанная цепочка «меня не слушаются - я плохой родитель» (все из детства). От этой цепочки у взрослого возникает чувство вины (или обида, вариантов масса, возьмем для примера что-то конкретное). Взрослым это тоже не осознается, но чувство вины – такая штука которую человек очень хочет на кого-то сбулькать. Отсюда постоянные поиски «крайнего», «козла отпущения» и т.д. Это везде и всегда, думаю, что сами не раз наблюдали. Дети все это прекрасно чувствуют. Ну и одновременно взрослый вдалбливает ребенку, что тот поступает «неправильно». Но вы правы, именно «в глубине души» ребенок действительно «чувствует». Но, в данном случае, он чувствует что ничего такого он не сделал. У него одновременно и чувство вины и ощущение, что он прав. Ни то, ни другое ребенком не осознается (черный ящик). На выходе получаем лишь когнитивный диссонанс. Что-то не так. А что не так.. так черт бы его догонял.. Этот диссонанс ребенок выражает как умеет.. Вплоть до аутоагрессии.
Margo писал(а):И когда взрослый все-таки дает понять, кто в семье главный, ребенок успокаивается. Значит, мир еще не сошел с ума. Значит, это не полный хаос, в нем остались хоть какие-то опоры. Ведь даже самые буйные, непослушные дети на самом деле жаждут гармонии и порядка. Жаждут, чтобы семейные роли были распределены правильно и все было как у людей.Это не мое мнение, а мнение психолога, я его разделяю, но надо уточнить, что это относится к здоровым детям...
Дети именно жаждут гармонии. А вокруг когнитивные диссонансы. Потому что взрослые сами не знают, что творят. Правильное распределение ролей - это всегда партнерство. Уважайте своего ребенка. Научитесь его понимать. Не относитесь с высока. Это не подавление, а соместное выражение.
Вы же видите, что ваши эмоции (тоже неадекватно выраженные) у меня например вызывают агрессию (не всегда до конца контролируемую), у кого-то другого они вызывают страх (вам писали это, кажется в соседнем топике). Зачем эта снежная лавина? Ладно, мы взрослые еще можем в итоге осознать, остановиться и договориться.
А ребенок не может. ему трудно осознать, его не учили. Потому что некому учить, Потому что сами часто не осознаем. Надо научиться договариваться. И учиться обоим. Признать его права. И за это он будет вас уважать и признавать ваши права.
Вот еще один пример. Я пришла с работы, очень усталая и загруженная. Достаточно было капли "не так", чтобы я взровалась на ребенка. Не доделал уроки, например. Ругаюсь. Потом осознаю, что это не ребенок виноват, это у меня было такое состояние. Оно
уже было. Уроки - это последняя капля. И тот момент, когда осознала, иду и извиняюсь. Объясняю, почему так произошло, до кучи объясняю и механизм, как это происходит. И все. Это не сложно. И когда ему было 6 лет, я тоже извинялась и тоже объясняла механизмы. На доступном языке - используя коробочку (это я), фантики от конфет в этой коробочке (эмоции или мысли).. Все можно донести в любом возрасте. Любой механизм. Если понимаешь его сам.