tst2 писал(а):
Для этого надо достаточно хорошо владеть речью.
Я очень мало говорю, плохо "слышу" себя (не всегда правильные темп, громкость, интонации, не всегда чёткое произношение). Трудности с подбором слов, связностью изложения, с восприятием чужой речи (не запоминаю больше трёх предложений подряд). Плюс отсутствие зрительного контакта. На фоне высокой тревожности всё это усугубляется. С такими исходными данными даже прочесть лекцию по бумажке непросто, не говоря уже о каких-то экспромтах.
По моему мнению (неизвестно, насколько верному) ключевое здесь -- тревожность. Не представляю, как можно было бы вообще работать с более-менее выраженной тревожностью. У меня ее нет при чтении лекций, легкая связана с семинарскими.
Другие перечисленные проблемы знакомы: зрительного контакта нет (и не понимаю, зачем он, нет необходимости), спонтанное изложение связным нельзя назвать, часто "выпадают" слова, неожиданно забываются, в состоянии усталости или в диалоге возможна эхолалия и подобные вещи. Запомнить даже одно предложение на слух не могу, понимаю речь на слух с задержкой (особенно при длительном прослушивании, необычных условиях -- например, тихий, громкий, необычный голос, дефекты произношения). Для себя считаю эти проблемы не страшными (в природе есть гораздо более серьезные нарушения речи и ее восприятия) и решаемыми. На лекциях "бумажка" помогает: сейчас это план + слова, которые важно не забыть, раньше писала полный текст лекции и старалась заучить + брала с собой этот текст.
О других формах хорошо сказано yana:
yana писал(а): На семинарских занятиях необходим какой-то "контакт с аудиторией", но здесь можно следовать заранее продуманному плану. 2-3 пары очень сильно истощали. Кстати, помню, что зачеты и экзамены отнимали ничуть не меньше сил чем занятия: требовалось выслушивать студента, анализировать сказанное, задавать уточняющие вопросы, и наконец на основании многих факторов принимать решение об оценке.
У меня для семинарских есть список вопросов, его заранее получают и студенты; этот список используется как план занятия. Ситуация на семинарских менее предсказуема, чем на лекциях, поэтому напряжение немалое, хотя бы с восприятием речи на слух. Кроме того, студенты, отвечая, часто забывают назвать свою фамилию (хотя прошу их делать это всегда). Иногда приходится формулировать новые вопросы. Если считаю, что какая-то незапланированная мысль принципиальна и о ней надо спросить, записываю, иначе точно забуду. На формулировки всегда требуется некоторое время, поэтому предупреждаю, что формулирую мысль. Заметила, что время на формулировку часто нужно и студентам, особенно на экзамене.
К счастью, больше 2 пар подряд у меня бывает редко. "Выключение" происходит примерно за полчаса до конца второй пары (раньше могла даже отпустить студентов в это время, причем с уверенностью, что занятие закончено, т.е. ориентация во времени теряется; сейчас знаю об этой особенности и слежу за этим), это можно преодолеть, если, например, сжать пальцами голову.
В прошлые годы было хуже, чем в этом, т.к. не понимала, что со мной происходит, воспринимала это как очень сильную физическую усталость по непонятной причине. Могла после работы приехать не домой, как надо, а в любое другое место, и удивлялась, обнаруживая себя там. Были болезни и состояние, близкое к депрессии, месяцами. В этом году плохих вещей такой интенсивности пока нет. Но есть ощущение, что другие справляются с работой лучше меня и что такая работа мне, наверное, не совсем подходит. Кроме того, она не ограничивается лекциями, семинарскими и экзаменами, и это действительно создает большие сложности.
Как резюме: считаю, что да, для аутиста (и даже РФА) с определенным набором проблем педагогика -- неподходящее дело. Когда она подходит человеку, это скорее исключение. Подчеркну: это не объективно, а только мое мнение.