Мода действительно существует, но не на приписывание себе реальных диагнозов, а на приписывание себе собственных смутных представлений об этих диагнозах. Что такое
"романтичное представление об аутистах", спрашиваете? Человек с синдромом Аспергера, по моим наблюдениям, в глазах слабо разбирающегося в вопросе человека выглядит примерно так:
1. Задумчивый, умный мужчина, целиком погружённый в свою любимую деятельность, что-то вроде "сумасшедшего учёного" - слегка чокнутого, забывающего вовремя поесть, но очень полезного для общества, милого и трогательного.
2. Скромная загадочная девушка, на вид нелюдимая и замкнутая, но, если "прекрасный принц" поцелует, превращающаяся в сказочную принцессу, добрую и ласковую, да ещё и офигительно преданную, которая никогда не предаст и не изменит. А если ещё и неразговорчивая и не интересующаяся модой - вай-вай, клад, не болтливая женщина, не шмоточница!
В общем, сказки, сказки... В эти образы явно не впишутся какие-нибудь реальные аспи - "маменькин сынок", сутками торчащий за компьютером, или нечёсаная нелюдимка в старых кедах. Если бы любители такой "моды на болезни" видели реальные образы, а не сочиняли их, тогда вряд ли они бы стали приписывать себе подобные диагнозы.
Да-да, я тоже читала... хорошо сказано.
Очень точно выше подметили аналогию с модным словом "депрессия" - люди склонны называть депрессией любую хандру по поводу плохой погоды или бросившего мальчика, тогда как на самом деле это тяжёлое состояние, при котором человек нуждается в специальном лечении. С представлениями большинства людей об аутизме и синдроме Аспергера то же самое. Люди думают, что аутисты - эдакие "непонятые гении", потому и считается, что быть аспи "круто". То есть, конечно, не на самом деле быть им, а играть роль "аспи".
Жёсткая, но здравая
статья по теме.
А ещё некоторым людям может казаться "крутым" дать всем понять, что он аспи, но не какой-нибудь там доходяга, сидящий дома от страха, а настоящий герой, успешно борющийся с "недугом" при помощи своей необыкновенной силы воли. Вот, как бы говорит он всем окружающим гордо, смотрите, я хоть и аспи, но зато такой крутой, что даже с этим синдромом ухитряюсь жить как нормальный человек, в отличие от вас, которым всё то же самое даётся гораздо легче, а значит, я достоин уважения куда больше вас.
И, конечно, нельзя не упомянуть о свойственной многим "юношам бледным со взором горящим" (как писал поэт) банальной мнительности. Эту особенность человеческого мозга очень точно и иронично описал в своё время небезызвестный Джером К. Джером в книге "Трое в лодке, не считая собаки":
спойлер
Нас было четверо: Джордж, Уильям Сэмюэль Гаррис, я и
Монморанси. Мы сидели в моей комнате, курили и разговаривали о
том, как плох каждый из нас,-- плох, я, конечно, имею в виду, в
медицинском смысле.
Все мы чувствовали себя неважно, и это нас очень
тревожило. Гаррис сказал, что у него бывают страшные приступы
головокружения, во время которых он просто ничего не
соображает; и тогда Джордж сказал, что у него тоже бывают
приступы головокружения и он тоже ничего не соображает. Что
касается меня, то у меня была не в порядке печень. Я знал, что
у меня не в порядке именно печень, потому что на днях прочел
рекламу патентованных пилюль от болезни печени, где
перечислялись признаки, по которым человек может определить,
что у него не в порядке печень. Все они были у меня налицо.
Странное дело: стоит мне прочесть объявление о
каком-нибудь патентованном средстве, как я прихожу к выводу,
что страдаю той самой болезнью, о которой идет речь, причем в
наиопаснейшей форме. Во всех случаях описываемые симптомы точно
совпадают с моими ощущениями.
Как-то раз я зашел в библиотеку Британского музея, чтобы
навести справку о средстве против пустячной болезни, которую я
где-то подцепил,-- кажется, сенной лихорадки. Я взял справочник
и нашел там все, что мне было нужно; а потом, от нечего делать,
начал перелистывать книгу, просматривать то, что там сказано о
разных других болезнях. Я уже позабыл, в какой недуг я
погрузился раньше всего,-- знаю только, что это был какой-то
ужасный бич рода человеческого,-- и не успел я добраться до
середины перечня "ранних симптомов", как стало очевидно, что
эта болезнь гнездится во мне.
Несколько минут я сидел, как громом пораженный; потом, с
безразличием отчаяния, принялся переворачивать страницы дальше.
Я добрался до холеры, прочел о ее признаках и установил, что у
меня холера, что она мучает меня уже несколько месяцев, а я об
этом и не подозревал. Мне стало любопытно: чем я еще болен? Я
перешел к пляске святого Витта и выяснил, как и следовало
ожидать, что ею я тоже страдаю; тут я заинтересовался этим
медицинским феноменом и решил разобраться в нем досконально. Я
начал прямо по алфавиту. Прочитал об анемии и убедился, что она
у меня есть и что обострение должно наступить недели через две.
Брайтовой болезнью, как я с облегчением установил, я страдал
лишь в легкой форме, и, будь у меня она одна, я мог бы
надеяться прожить еще несколько лет. Воспаление легких
оказалось у меня с серьезными осложнениями, а грудная жаба
была, судя по всему, врожденной. Так я добросовестно перебрал
все буквы алфавита, и единственная болезнь, которой я у себя не
обнаружил, была родильная горячка.
Вначале я даже обиделся; в этом было что-то
оскорбительное. С чего это вдруг у меня нет родильной горячки?
С чего это вдруг я ею обойден? Однако спустя несколько минут
моя ненасытность была побеждена более достойными чувствами. Я
стал утешать себя, что у меня есть все другие болезни, какие
только знает медицина, устыдился своего эгоизма и решил
обойтись без родильной горячки. Зато тифозная горячка совсем
меня скрутила, и я этим удовлетворился, тем более что ящуром я
страдал, очевидно, с детства. Ящуром книга заканчивалась, и я
решил, что больше мне уж ничто не угрожает.
Думаю, эта цитата очень хорошо вписывается в данную тему форума. Есть люди, которые обожают "болеть" и лечиться. Но болеть не на самом деле, конечно, а лишь убеждать себя и окружающих в наличии у себя тяжёлых недугов, а потом купаться в лучах сочувствия и восхищения собственным стоицизмом.