A. Устойчивые нарушения в социальной коммуникации и социальном взаимодействии в различном контексте, проявляющиеся в настоящий момент или имеющееся в анамнезе в следующих (примеры приведены для наглядности и не являются исчерпывающими, см. текст):
1. Нарушения в социально-эмоциональной взаимности; начиная, например, с аномального социального сближения и неудач с нормальным поддержанием диалога; к снижению обмена интересами, эмоциями, а также воздействию и реагированию; до неспособности инициировать или реагировать на социальные взаимодействия.
2. Нарушения в невербальном коммуникативном поведении, используемом в социальном взаимодействии; начиная, например, с плохой интегрированности вербальной и невербальной коммуникации; к аномалии зрительного контакта и языка тела или нарушению понимания и использования невербальной коммуникации; до полного отсутствия мимики или жестов.
3. Нарушения в установлении, поддержании и понимании социальных взаимоотношений; начиная, например, с трудностей с подстройкой поведения к различным социальным контекстам; к трудности с участием в играх, в которых задействовано воображение, и с приобретением друзей; до видимого отсутствия интереса к сверстникам.
Проанализировала себя по DSM-5.
Из первого пункта точно есть снижение обмена интересами, эмоциями, а также воздействия и реагирования. Неспособность инициировать социальные взаимодействия есть в значительной степени, в отличие от снижения способности реагировать. Нет аномального социального сближения (не точно), но есть неудачи с нормальным поддержанием диалога, но не обусловленные (на мой взгляд) непониманием социальных взаимодействий, а скорее недостаточной заинтересованностью и мотивированностью к построению социальных взаимоотношений. Мне всегда были больше интересны явления и вещи, чем люди.
Насчет нарушений в невербальном коммуникативном поведении – мне вообще трудно это оценить. Мне раньше часто говорили, что у меня «лицо кирпичом», но сейчас я вполне умею им пользоваться. А что касается невербальной коммуникации в виде жестов, я очень подробно и тщательно изучила этот вопрос еще в школе, так что я точно знаю, как это и использовать и читать. Сама использую редко, но скорее из-за энергозатратности.
Из 3 его пункта есть нарушения в установлении и поддержании (но не понимании, как мне кажется) социальных взаимоотношений. Из перечисленного в примерах у меня скорее видимое отсутствие интереса к сверстникам, отсутствие друзей и трудности с участием в играх, но трудности с подстройкой поведения (по крайней мере, на данный момент) почти отсутствуют, насколько я, конечно, сама могу это оценить.
Вопросы:
Интересно, достаточно ли выполнение критериев в такой мере, чтобы раздумывать о возможном наличии диагноза?
Не исключаю, что моя малая заинтересованность в установлении социальных взаимоотношений может быть связана как и с огромными затратами ресурсов на их поддержание, так и с неудачными попытками их построить. Малая заинтересованность в общении и отсутствие друзей были всегда, с раннего детства. Меня полностью устраивало сидеть одной в комнате и перебирать свои игрушки. С подросткового возраста меня почти всегда устраивало жить в своем мире, хотя было желание принадлежать к какой-то группе, но либо не было достаточно понимания, как это делать, либо опять не хватало мотивации что-то для этого сделать.
Имеет ли мне смысл пройти диагностику или я просто экстремальный интроверт, недостаточно мотивированный на общение?
B. Ограниченность, повторяемость в структуре поведения, интересах или деятельности, что проявляется по меньшей мере в двух из следующих (примеры приведены для наглядности и не являются исчерпывающими, см. текст):
К этому у меня вопросов нет, критерии выполняются.
Самостоятельно исключила избегающее расстройство личности.