Solnce, Добрый день! Трудно пройти мимо вашей темы =) Очень приятная постановка вопроса =)
Что лично меня больше всего мучило - нелогичность и непоследовательность. Это в-общем-то для всех детей важно, но для аутичных детей - особенно. Должны быть чёткие обоснованные правила - что можно, что нет - и почему. И эти правила не должны зависеть от вашего настроения или усталости. И должны соблюдаться всеми без исключений, и вами тоже - по крайней мере на глазах у ребёнка. Меня очень травмировало то, что то, что можно было вчера, сегодня нельзя, по непонятной для меня причине. Вот если бы были правила , например, просмотра фильма - тогда было бы намного легче. Например, сделаны уроки - смотрим фильм, не сделаны - нет. Тогда ты можешь повлиять на происходящее. А когда мама просто психанула из-за того, что она устала, а её ребёнок сидит такой отстранённый и не кидается её утешать - и запретила смотреть кино - это травматично.
У меня лично ещё были проблемы с вопросом неравенства со взрослыми в вопросах, абсолютных для всех. Например, какие-то вредные вещи - они вредны для всех. Тогда почему мне старательно объясняют про вред курения, например, а папа при этом курит? - вот такие вещи просто резали глаз. Другие - не столь универсальные вещи - понимались при должном объяснении. Почему меня укладывают в 10, а родителям можно позже, например - это было понятно. Ну, то есть, по сути, и эта проблема была следствием гиперлогичности.
Ещё было очень важно понимать логику происходящего (и до сих пор так). И очень неприятно было слышать аргументы уровня "потому что" (типа потому что я взрослый, я так решил, я так сказал) Было важно понять принципы функционирования, или принципы принятия решения в каких-то ситуациях - видимо, мой детский мозг уже тогда понимал, что понимание принципа даёт мне заведомо больше свободы, чем заучивание алгоритмов для всех ситуаций =) Я думаю, что вам может быть полезно объяснять ребёнку как можно больше всего (это вообще полезно для детей - так им легче расти умными и осознанными) Извините, что я тут сразу с советами, может, вы всё это уж знаете и делаете. На примере знакомых детей (не аутистами, но со своими неврологическими особенностями) отлично работает проговаривание перед новыми впечатлениями. Например, когда в первый раз спускаетесь в метро (не знаю, в каком городе вы живёте, беру для примера) : "мы сейчас спустимся вниз, там будет зал, и будут ездить поезда с двух сторон, обязательно держись за меня, мы с тобой поедем на поезде в красивый интересный парк" (добавить хорошего в рассказ =)) )
Да и вообще любое проговаривание и объяснение очень хорошо работает - так мир воспринимается как система взаимосвязей. Убираете продукты в холодильник - расскажите заодно про то, что они могут испортиться и так далее. Расскажите, что вы волнуетесь , если папа задерживается с работы, или что вы ему звоните и предупреждаете, что идёте - потому что не хотите, чтобы он волновался. Вообще объясняйте всё =) - это достаточно трудозатратно, но работает очень хорошо. Я очень жалею, что в моём детстве такого не было, это было бы очень круто, на мой взгляд. На примере знакомых детей вижу, насколько осознанными и сообразительными растут те, с кем разговаривают и объясняют, логически обосновывают. Я считаю, что важно развить как можно раньше логику - потому что есть вероятность, что в какие-то моменты она станет единственной опорой и связующим звеном между вами и ребёнком, или для него - этим звеном в каких-то ситуациях - в тех, где другие люди справляются за счёт эмпатии, а у вашего ребёнка её не будет хватать. И тогда он сможет объяснить, себе или вам, или другим.