отчаяние завтра пройдет
- ghoststory
- модератор
- Сообщения: 16957
- Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
- Статус: Аутичный
Re: отчаяние завтра пройдет
У меня в голове сложилась картина нашей семейной ситуации. Аутические черты есть у моей мамы, меня, сына. Стараюсь систематизировать, что за черты, какие из них могут создавать проблемы. Особенно когда мы все вчетвером (4-й -- муж) живем в однокомнатной квартире.
Радостно, что мы поговорили об этом с мамой, и это был, возможно, самый душевный разговор между нами за всю жизнь. Мы многое друг о друге поняли.
Итак, мама. Проблемы (в скобках -- попытки решения):
1) ритуалы (в некоторых должна участвовать я; теперь знаю, что это такое, и больше не раздражаюсь по этому поводу; искоренить нельзя, а участвовать мне, в объем-то, не сложно);
2) горячо любимые ТВ-передачи (я очень не люблю телевизор вообще; но на время этих передач можно уходить, например, погулять с ребенком; никак не комментировать эти передачи и необходимость / отсутствие необходимости их просмотра);
3) неумение выразить свои чувства, вообще никак (быть внимательнее, осторожнее в словах; давать советы, например, по взаимодействию с ребенком, в максимально мягкой форме; я не знаю, на что мама может обидеться, не чувствую этих моментов, но, боюсь, вербальную связь здесь наладить не получится; остается только осторожность);
4) нелюбовь к прикосновениям (просто помнить об этом; простить "неласковое" детство -- тем более, что сейчас я понимаю, как много маме ради меня пришлось преодолеть).
О сыне я уже писала, очень многое надо понять и попытаться сделать, сейчас важно не потерять время. Эта тема для меня всегда открыта.
Мои проблемы:
1) "зависание", особенно в ситуациях перегрузки, сейчас это, увы, практически постоянно. Думаю над тем, как выйти из этого. Возможно, удастся найти какой-нибудь надежный способ выхода из этого состояния; сюда же, наверное, зацикливание на каком-нибудь предмете, у меня это постоянно есть, и, если я размышляю / читаю / ищу информацию об этом, общение с другими людьми возможно только очень поверхностное; боюсь, что от этого страдает ребенок;
2) опасность "скатиться" в более глубокий аутизм. Это мое предположение, но пока что оно представляется самым убедительным объяснением нескольких эпизодов в моей жизни, когда я на несколько дней переставала разговаривать, зацикливалась на какой-то детали, находясь под давлением страха или травмы, например, от чьего-то замечания. "Рекордными" стали полтора года, на которые я выпала из жизни; мне тогда ставили невроз, но сейчас я сомневаюсь, я бы сказала, что каждый день превратился в серию ритуалов, расписанных по минутам, каждый день одна и та же серия ритуалов. Мне говорили о сыне, что возможна деградация, из которой, правда, ребенка можно вывести. Кажется, такое бывало у меня самой, боюсь, чтобы не повторилось;
3) плохая ориентация в чужих эмоциях и чувствах: с последствиями сталкиваюсь, хотя постаралась свести ситуации, где в них нужно разбираться, к минимуму. Выражать свои чувства чужим людям не вижу необходимости, но замечаю, что часто мои, например, интонации интерпретируют неправильно. Тут, наверное, можно только смириться.
Нашла у себя еще некоторые особенности, но они жить не мешают или их можно "обезвредить" (например, сразу извиняюсь, если не узнаю человека в лицо, и сообщаю, что у меня плохая память на лица). А вот те три проблемы, которые для себя обозначила, надо решать быстрее: время идет, сын растет, и ему нужна помощь и мама, к которой можно прийти в любой момент и которая поможет научиться жить в обществе.
Вывод: жить вместе можно, но есть над чем поработать.
Не знаю, надо ли было это писать здесь, но, возможно, кому-нибудь когда-нибудь пригодится.
Радостно, что мы поговорили об этом с мамой, и это был, возможно, самый душевный разговор между нами за всю жизнь. Мы многое друг о друге поняли.
Итак, мама. Проблемы (в скобках -- попытки решения):
1) ритуалы (в некоторых должна участвовать я; теперь знаю, что это такое, и больше не раздражаюсь по этому поводу; искоренить нельзя, а участвовать мне, в объем-то, не сложно);
2) горячо любимые ТВ-передачи (я очень не люблю телевизор вообще; но на время этих передач можно уходить, например, погулять с ребенком; никак не комментировать эти передачи и необходимость / отсутствие необходимости их просмотра);
3) неумение выразить свои чувства, вообще никак (быть внимательнее, осторожнее в словах; давать советы, например, по взаимодействию с ребенком, в максимально мягкой форме; я не знаю, на что мама может обидеться, не чувствую этих моментов, но, боюсь, вербальную связь здесь наладить не получится; остается только осторожность);
4) нелюбовь к прикосновениям (просто помнить об этом; простить "неласковое" детство -- тем более, что сейчас я понимаю, как много маме ради меня пришлось преодолеть).
О сыне я уже писала, очень многое надо понять и попытаться сделать, сейчас важно не потерять время. Эта тема для меня всегда открыта.
Мои проблемы:
1) "зависание", особенно в ситуациях перегрузки, сейчас это, увы, практически постоянно. Думаю над тем, как выйти из этого. Возможно, удастся найти какой-нибудь надежный способ выхода из этого состояния; сюда же, наверное, зацикливание на каком-нибудь предмете, у меня это постоянно есть, и, если я размышляю / читаю / ищу информацию об этом, общение с другими людьми возможно только очень поверхностное; боюсь, что от этого страдает ребенок;
2) опасность "скатиться" в более глубокий аутизм. Это мое предположение, но пока что оно представляется самым убедительным объяснением нескольких эпизодов в моей жизни, когда я на несколько дней переставала разговаривать, зацикливалась на какой-то детали, находясь под давлением страха или травмы, например, от чьего-то замечания. "Рекордными" стали полтора года, на которые я выпала из жизни; мне тогда ставили невроз, но сейчас я сомневаюсь, я бы сказала, что каждый день превратился в серию ритуалов, расписанных по минутам, каждый день одна и та же серия ритуалов. Мне говорили о сыне, что возможна деградация, из которой, правда, ребенка можно вывести. Кажется, такое бывало у меня самой, боюсь, чтобы не повторилось;
3) плохая ориентация в чужих эмоциях и чувствах: с последствиями сталкиваюсь, хотя постаралась свести ситуации, где в них нужно разбираться, к минимуму. Выражать свои чувства чужим людям не вижу необходимости, но замечаю, что часто мои, например, интонации интерпретируют неправильно. Тут, наверное, можно только смириться.
Нашла у себя еще некоторые особенности, но они жить не мешают или их можно "обезвредить" (например, сразу извиняюсь, если не узнаю человека в лицо, и сообщаю, что у меня плохая память на лица). А вот те три проблемы, которые для себя обозначила, надо решать быстрее: время идет, сын растет, и ему нужна помощь и мама, к которой можно прийти в любой момент и которая поможет научиться жить в обществе.
Вывод: жить вместе можно, но есть над чем поработать.
Не знаю, надо ли было это писать здесь, но, возможно, кому-нибудь когда-нибудь пригодится.
Последний раз редактировалось ghoststory 08 июн 2011, 17:25, всего редактировалось 1 раз.
- Amina
- родитель
- Сообщения: 175
- Зарегистрирован: 23 фев 2011, 23:44
- Пол: Женский
- Статус: Нейротипичный
Re: отчаяние завтра пройдет
Здравствуйте, почему-то только сейчас набрела на вашу тему, хотя стараюсь не пропускать сообщения, особенно родительские! У меня тоже сын (4г.) очень схож с вашим... это я особенно поняла когда прочитала фразу о "заплачет если ткнуть в глазик" мой не тычет в глазик, но стремится всегда туда где плачут, но не с целью пожалеть, а с целью понаблюдать и довольно заметно расстраивается если плакать перестают. Бабушку просит все время плакать даже по телефону, говорит "Бабушка плачь, потому что я от тебя уехал" "Плачь потому что я тебе не оставил суп" т.д. Меня плакать правда не заставляет.
[quote]Нашла у себя еще некоторые особенности, но они жить не мешают или их можно "обезвредить" (например, сразу извиняюсь, если не узнаю человека в лицо, и сообщаю, что у меня плохая память на лица). А вот те три проблемы, которые для себя обозначила, надо решать быстрее: время идет, сын растет, и ему нужна помощь и мама, к которой можно прийти в любой момент и которая поможет научиться жить в обществе.
Вывод: жить вместе можно, но есть над чем поработать.[quote]
Слово в слово обо мне!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Хотя не совсем причисляю себя к аутистам, и даже когда говорю об этом маме, то она отбрыкивается и говорит что у меня никаких проблем в детстве не было. А то что не узнаю людей с которыми знакома по 5 лет в не свойственных им местам, это по её мнению не важно. Но я то знаю, что сын мой такой не спроста, просто у него это все более заметно....
Была бы рада с вами пообщаться т.к. тоже ищу выхода из многих ситуаций для своего сына.. и думаю ситуации у нас с вами схожие есть.
[quote]Нашла у себя еще некоторые особенности, но они жить не мешают или их можно "обезвредить" (например, сразу извиняюсь, если не узнаю человека в лицо, и сообщаю, что у меня плохая память на лица). А вот те три проблемы, которые для себя обозначила, надо решать быстрее: время идет, сын растет, и ему нужна помощь и мама, к которой можно прийти в любой момент и которая поможет научиться жить в обществе.
Вывод: жить вместе можно, но есть над чем поработать.[quote]
Слово в слово обо мне!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Хотя не совсем причисляю себя к аутистам, и даже когда говорю об этом маме, то она отбрыкивается и говорит что у меня никаких проблем в детстве не было. А то что не узнаю людей с которыми знакома по 5 лет в не свойственных им местам, это по её мнению не важно. Но я то знаю, что сын мой такой не спроста, просто у него это все более заметно....
Была бы рада с вами пообщаться т.к. тоже ищу выхода из многих ситуаций для своего сына.. и думаю ситуации у нас с вами схожие есть.
Ангельское терпение требует дьявольской силы...
Алекс (м) 16.03.2007
Алекс (м) 16.03.2007
- tertia
- родитель
- Сообщения: 683
- Зарегистрирован: 16 мар 2011, 21:52
- Пол: Женский
- Статус: Нейротипичный
Re: отчаяние завтра пройдет
Интересная тема насчет "жестокости" получается. А из-за чего, например, ваши дети могут сами плакать, и как вы ведете себя, когда они плачут? Они принимают, чтобы их обнимали, жалели, сочувствовали?
- Amina
- родитель
- Сообщения: 175
- Зарегистрирован: 23 фев 2011, 23:44
- Пол: Женский
- Статус: Нейротипичный
Re: отчаяние завтра пройдет
Мне кажется тут дело не в жестокости. Мне кажется. что он изучает эмоцию, ему интересны сильные эмоции, он как бы пытается их понять и по этому с удовольствием за ними наблюдает, хотя иногда вижу что ему дискомфортно когда какой-нибудь ребенок плачет сильно. он как будто жалетт, но не знает что делать и просто смотрит, а лицо такое, как будто больно ему....
А вот если наругали за баловство и он заплакал, я смотрю по ситуации... объясняю почему так произошло или игнорирую если он разбушевался из-за пустяка и пытается разнести все вокруг (любит что-нибудь швырнуть) а если не смотреть и сказать делай что хочешь, то успокаивается, но дуется.
Мой плачет когда больно, когда чего-то сильно испугается и бывает когда на него ругается кто-то посторонний (например продавщица в магазине если он балуется, обычно это просто замечание, но он на это реагирует довольно бурно) Веде себя по разному. если ударится или испугается. то конечно утешаю. беру на руки, жалею, пытаюсь отвлечь. Но у нас почему-то он как будто не хочет что бы его жалели. он еще малышом когда я его жалела отталкивал меня и пытался вырваться, но если отпустить, то ходил следом и плакал. берешь, снова вырывается. Сейчас такое уже не происходит, он обычно прижимается в ответ.А из-за чего, например, ваши дети могут сами плакать, и как вы ведете себя, когда они плачут?
А вот если наругали за баловство и он заплакал, я смотрю по ситуации... объясняю почему так произошло или игнорирую если он разбушевался из-за пустяка и пытается разнести все вокруг (любит что-нибудь швырнуть) а если не смотреть и сказать делай что хочешь, то успокаивается, но дуется.
Ангельское терпение требует дьявольской силы...
Алекс (м) 16.03.2007
Алекс (м) 16.03.2007
- ghoststory
- модератор
- Сообщения: 16957
- Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
- Статус: Аутичный
Re: отчаяние завтра пройдет
2 Amina
Здравствуйте! Спасибо, что написали мне. Читаю Ваши сообщения, хотела написать Вам, но не решилась, не нашла слов. Думаю, мы могли бы помочь друг другу.
Мой сын похожим образом исследует эмоции, может провоцировать их повтор. Плачущими детьми интересовался, но при этом беспокоился, спрашивал: "Не плачет? Не плачет?". Сейчас, наверное, новая фаза, но он постарше -- 5,5.
Похожая у нас и ситуация с просьбами: может месяц бегать хвостиком и напоминать о том, чего хочет.
Нежелание действовать самостоятельно тоже есть. Но тут я уперлась рогом: объясняю ему каждую ступеньку действия (например, как одеться), но он должен всё сделать сам. За каждое достижение хвалю. И когда не делает, напоминаю: "Ты умница, чудесный большой мальчик, всё можешь". Считаю это важным именно поэтому: что он будет делать, когда окажется без меня?
Здравствуйте! Спасибо, что написали мне. Читаю Ваши сообщения, хотела написать Вам, но не решилась, не нашла слов. Думаю, мы могли бы помочь друг другу.
Мой сын похожим образом исследует эмоции, может провоцировать их повтор. Плачущими детьми интересовался, но при этом беспокоился, спрашивал: "Не плачет? Не плачет?". Сейчас, наверное, новая фаза, но он постарше -- 5,5.
Похожая у нас и ситуация с просьбами: может месяц бегать хвостиком и напоминать о том, чего хочет.
Нежелание действовать самостоятельно тоже есть. Но тут я уперлась рогом: объясняю ему каждую ступеньку действия (например, как одеться), но он должен всё сделать сам. За каждое достижение хвалю. И когда не делает, напоминаю: "Ты умница, чудесный большой мальчик, всё можешь". Считаю это важным именно поэтому: что он будет делать, когда окажется без меня?
Детские воспоминания -- сложная вещь. Они могут быть заблокированы. Я пыталась "достучаться" до них после невроза (или что это было?), хотела знать, из-за чего меня так кошмарно перекрючило. Но тогда ничего толком не добилась. Зато сейчас задумалась о СА и уже известных мне сведениях об аутизме применительно к себе (кстати, после того, как узнала, что это может быть наследственным) -- и вспоминается очень многое, одно тянет за собой другое. Мы поговорили с мамой, и она рассказала, как я в младших классах уползала с урока на четвереньках (досталось за это, наверное, не мне, а ей). И я вспомнила, как в садике любила подолгу ползать под раскладушками: и страшно, и весело. И еще многое. Я ходила в тот же садик, куда и мой сын (сейчас нам пришлось уйти), и там до сих пор работает воспитательница моей группы. Она говорила, что я вела себя так же, как сын (это не совсем так: у сына начались вспышки агрессии -- поэтому мы и ушли, были и другие отличия, но, наверное, не так заметные со стороны). Из детства вспоминается постоянный ужас перед окружающим миром, постоянное напряжение: как делать, чтобы не вызвать огонь на себя, постоянное чувство, что делаю что-то не так. Моменты спокойствия -- редкость, это всегда одиночество, комната, луч света из окна. Я тоже считаю, что проблемы сына наследственные, но у него они проявлены ярче. Для себя остановилась на СА как "расширенном фенотипе", это как-то успокоило. Буду действовать, исходя из этих условий. А обмен опытом -- это великая помощь.Amina писал(а):Хотя не совсем причисляю себя к аутистам, и даже когда говорю об этом маме, то она отбрыкивается и говорит что у меня никаких проблем в детстве не было. А то что не узнаю людей с которыми знакома по 5 лет в не свойственных им местам, это по её мнению не важно. Но я то знаю, что сын мой такой не спроста, просто у него это все более заметно....
- ghoststory
- модератор
- Сообщения: 16957
- Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
- Статус: Аутичный
Re: отчаяние завтра пройдет
tertia писал(а):Интересная тема насчет "жестокости" получается. А из-за чего, например, ваши дети могут сами плакать, и как вы ведете себя, когда они плачут? Они принимают, чтобы их обнимали, жалели, сочувствовали?
У нас плач и жестокость, наверное, тоже напрямую не связаны. Но и то, и другое меня волнует. Чужой плач мы тоже как будто изучали (лет до 4 -- 4,5, потом был скачок, многое поменялось). И тоже, видимо, с похожей картиной, чужой плач его явно беспокоил (реагировал сразу же, тоже начинал беспокоиться, даже хныкать), но был ему не совсем понятен. Мы объясняли: "Плачет ребеночек, он маленький и не умеет говорить по-другому", "Мальчик ударился" и т.п. Ребенок слушал, задавал вопросы. Сейчас так сильно не реагирует.Amina писал(а):Мне кажется тут дело не в жестокости.
Сам плачет, по моим наблюдениям, в нескольких случаях:
1) если немедленно не выполняют его просьбу или требование; тогда я объясняю, почему не могу сделать это и называю время, когда смогу (например: "Я не могу поиграть в мяч, потому что мою тарелку; через 3 минуты я закончу и приду к тебе"); сообщаю, когда мне тяжело слушать его плач, прошу говорить спокойнее (права ли я здесь? какие возможны варианты?);
2) боль; в раннем детстве не плакал на анализе крови, даже при очень болезненных процедурах (у него проблемы с почками, перенес операцию) молчал лет до 3; теперь плачет, когда иголка летит к пальцу; плачет, когда упадет, ударится и т.п. Но я на эти ситуации реагирую очень спокойно, и он быстро успокаивается;
3) усталость, плохое настроение, недавно поругали (особенно папа). Здесь ему необходимы объятия, его невозможно от меня отклеить, трется, как котик, держит постоянный физический контакт. На колени ложится, если я сижу. Очень плохо, если совпадает с моментами моей некоммуникабельности (мне тогда очень тяжело переносить прикосновения), я очень прошу его не трогать меня (стараюсь делать это очень мягко), обещаю обнять и погладить его немного позже и позже делаю это обязательно. Он очень "ручной", возможно, из-за того, что до 3 лет 2 мес. кормился грудью. Кроме того, я читала о холдинг-терапии и заинтересовалась. Конечно, не практиковала всерьез -- для этого нужно сопровождение специалиста -- но начала обнимать его и удерживать в ситуациях гиперактивности. Он оценил, теперь часто обнимает и даже целует меня.
Жестокость (с точки зрения "здравого смысла") -- наша проблема. Сын, кажется, не понимает, что может причинить другому боль, мне иногда кажется, что других детей он воспринимает как вещи или как заводные игрушки, поэтому и норовит "ткнуть в глазик". Ко мне тоже иногда подобное применяет, я объясняю ему, что мне будет больно, и я уйду из комнаты -- это для него аргумент. Но этот вопрос для меня открыт, очень хотелось бы, чтобы он научился как-то... аккуратнее (если это подходящее слово) обращаться с другими людьми.
- tertia
- родитель
- Сообщения: 683
- Зарегистрирован: 16 мар 2011, 21:52
- Пол: Женский
- Статус: Нейротипичный
Re: отчаяние завтра пройдет
Может быть, стоит более "выпукло", эмоционально реагировать на чью угодно боль, обиду, хоть члена семьи, хоть животного, хоть его самого или ребенка на площадке. Как-то обсуждать такие моменты, жалеть тех, кому плохо, хотя я, конечно, не знаю, только так думаю... У нас Таня или не замечает чужие эмоции, или жалеет, может поцеловать меня, погладить, если я стукнулась, сказать, что скоро пройдет. Да и про других людей комментирует: мальчик плачет, потому что упал, ударился, и, по-моему, она сочувствует, становится грустнее.Amina писал(а):Мне кажется тут дело не в жестокости. Мне кажется. что он изучает эмоцию, ему интересны сильные эмоции, он как бы пытается их понять и по этому с удовольствием за ними наблюдает, хотя иногда вижу что ему дискомфортно когда какой-нибудь ребенок плачет сильно. он как будто жалетт, но не знает что делать и просто смотрит, а лицо такое, как будто больно ему....
Наверное, я довольно часто обращаю внимание детей на то, что чувствуют другие люди, предлагаю подойти помочь, утешить, поделиться. Учу обращать внимание на желания других детей, радоваться, когда другие радуются, когда другим хорошо.
Последний раз редактировалось tertia 10 июн 2011, 23:36, всего редактировалось 1 раз.
- ghoststory
- модератор
- Сообщения: 16957
- Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
- Статус: Аутичный
Re: отчаяние завтра пройдет
Да, я согласна. Но не знаю, как ему об этом сказать. Меня он тоже иногда гладит и жалеет, но других людей (насколько я видела) -- нет. Если можно, напишите, как об этом можно сказать.tertia писал(а): Может быть, стоит более "выпукло", эмоционально реагировать на чью угодно боль, обиду, хоть члена семьи, хоть животного, хоть его самого или ребенка на площадке. Как-то обсуждать такие моменты, жалеть тех, кому плохо
- tertia
- родитель
- Сообщения: 683
- Зарегистрирован: 16 мар 2011, 21:52
- Пол: Женский
- Статус: Нейротипичный
Re: отчаяние завтра пройдет
Можно сказать: (имя ребенка) упал, ударился больно, давай подойдем, пожалеем его, или развеселим. Возможно, стоит учить на игрушках, или обращать внимание на такие моменты в книжках. Не знаю даже, чужого ребенка я и сама не могу жалеть, трудно преодолеть какой-то барьер в общении, а если близко знакомый, я обычно пытаюсь что-то сделать, и Таня это видит. В детстве мне было жалко тех, кому плохо, и я не могла ничего сказать при этом - меня не научили, я чувствовала себя беспомощной, отходила подальше, потом дарила что-нибудь этому ребенку или старалась проиграть ему в игре, или что-то рассказать интересное, чтобы ему стало лучше, веселее, звала в гости... Трудно было именно подойти в момент, когда требуется утешение и что-то говорить типа "не плачь", или погладить, как это делали другие дети, или пытаться помочь рационально решить проблему. Сейчас я знаю, что когда кому-то плохо, желательно применить "активное слушание", и можно обнять, например, утешить, а потом отвлечь.
- ghoststory
- модератор
- Сообщения: 16957
- Зарегистрирован: 04 июн 2011, 03:26
- Статус: Аутичный
Re: отчаяние завтра пройдет
Здесь у нас проблема: мы не знакомы с детьми в нашем дворе. Это моя неудача, боюсь, я сама не смогу подойти. Хотя понимаю, что это верный путь -- идти от констатации ("другому больно") к более активному отношению ("давай поможем"). Может быть, со временем мы на это решимся.tertia писал(а):Можно сказать: (имя ребенка) упал, ударился больно, давай подойдем, пожалеем его, или развеселим.
"Активное слушание" мне тоже интересно, но не совсем понимаю, как его можно применить к деткам с СА. Как мне показалось, эта методика строится на сопереживании, умении почувствовать настроение другого человека, а этого мне самой не хватает. Могу говорить, например: "Тебе грустно," -- разве что наугад. Пробовала, у меня не получилось. Хотя, мне кажется, "активное слушание" открывает большие возможности для разумного и спокойного общения. Но это выглядит чудом, чем-то непостижимым.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость