Страница 3 из 4

Re: Аспи или нет: неопределившаяся

Добавлено: 29 июн 2012, 20:42
mkdir
Тут речь идет именно о нестереотипной и спонтанной символической игре, причем не у всех, а у большинства. То есть, как я понимаю, в каком-то виде она возможна?
Разумеется, возможна. Например, в моем случае это было раскладывание ключей по кучкам, разбор машинок на части и собирание из колес пирамид, а из кузовов и дверей - рядов. В случае племянника - перекладывание кураги из чайника на пол, затем в банку, из банки на пол, затем в чайник, и так по циклу.

Re: Аспи или нет: неопределившаяся

Добавлено: 29 июн 2012, 21:12
Vorona
С куклами и другими игрушками играла.

С большими куклами была в т.ч. стереотипная игра (в течение некоторого времени). Я рассаживала кукол по росту, и они "выполняли" каждый раз стандартизированный набор действий: одна за другой "умывались", "завтракали". Где-то после "завтрака" игра ступорилась. Не знаю, зачем я так играла, т.к. не скажу, чтобы это было мне интересно.

Re: Аспи или нет: неопределившаяся

Добавлено: 29 июн 2012, 21:34
yana
У меня не было символической и сюжетно-ролевой игры в детстве, если не считать строительства пирамид из кубиков и расстановки вокруг елочек и фигурок животных. Игры с правилами давались неплохо. Помню одно исключение, что аж в возрасте 10 лет девочке, с которой мы позже очень пдружились, удалось вовлечь меня в игру "в школу", мне понравилось, но больше мы в эту игру не играли.
Кукол мне дарили регулярно - очень красивых - они стояли на пианино в моей комнате, игра "в куклы" отсутствовала напрочь.
Помню еще одну странную "игру" - соединение бельевых прищепок друг с другом в как можно более длинную цепочку.

Re: Аспи или нет: неопределившаяся

Добавлено: 29 июн 2012, 21:59
Elhana
mkdir писал(а):
Тут речь идет именно о нестереотипной и спонтанной символической игре, причем не у всех, а у большинства. То есть, как я понимаю, в каком-то виде она возможна?
Разумеется, возможна. Например, в моем случае это было раскладывание ключей по кучкам, разбор машинок на части и собирание из колес пирамид, а из кузовов и дверей - рядов. В случае племянника - перекладывание кураги из чайника на пол, затем в банку, из банки на пол, затем в чайник, и так по циклу.
В упомянутых примерах речь идет о простой, несимволической игре. В такое я тоже играла - раскладывала из конфет ряды, кучки (совершенно не стремясь эти конфеты есть), выковыривала магниты из шахмат и выстраивала в ряды или составляла буквы.
Меня интересовала возможность наличия символической, но стереотипной, повторяющейся игры. Утрировано: одел куклу, "приготовил еду", "покормил", раздел, "уложил спать" и далее по этому же циклу, причем из раза в раз с явным недостатком новых идей и без: "А давайте он будет/пойдет/сделает..." (цикл может быть длиннее, но всегда практически без изменений и отклонений от шаблона). У меня было похоже именно на это.
Нашла на эту тему у Хаустовой В. ("Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях"):
Символическая игра встречается редко и когда появляется, в ней доминируют определенные темы, связанные с особыми интересами ребенка, например, с характерными телевизионными программами, которыми ребенок озабочен и которые он имитирует. Отмечается отсутствие сюжетности, усложнения игры. Навыки ролевой игры в дошкольном возрасте - слабые или отсутствуют совсем, проявляется неспособность к пантомиме.
<…>
спойлер
По мнению большинства исследователей, у аутистов функциональная игра возникает редко или вообще не возникает без специального обучения. Большинство детей в раннем возрасте не достигает такого высокого уровня имитации, который позволил бы им играть в функциональные игры. Вместо этого они используют комбинационную игру, не обращая внимания на функциональное значение предметов. Например, выстраивают стол и стулья в один ряд, либо строят из них башню. Более способные дети с аутизмом все же приобретают некоторые навыки функциональных игр. Однако, при внимательном рассмотрении, можно заметить, что игры сводятся, главным образом, к буквальной имитации сцен из повседневной жизни, при этом они всегда точно копируют одни и те же действия, без изменений, и игра носит стереотипный характер.
<…>
По мнению Wing L, Gould. J. (17), только очень небольшое количество детей с аутизмом демонстрируют символическую игру, Их исследования показали, что даже те дети, которые вступали в символическую игру, играли в очень стереотипной манере. Эти дети были безразличны к предложениям других детей в процессе игры. В то же время контрольная группа детей с нарушениями интеллектуального развития показывала спонтанную и разнообразную символическую игру, соответствующую их уровню развития.
Веуеr J., Gammeltoft L. (8) отмечают, что некоторые дети с аутизмом могут манипулировать с предметом так, как если бы он был чем-то еще (палочка используется как сигара) и обращаться с куклой так, как если бы она была живая (гулять с ней, кормить, укладывать спать и т.д.), но они неспособны приписывать кукле настоящую психическую жизнь с ее собственными желаниями и воображением.
<…>
Таким образом, за последние десятилетия было проведено большое количество исследований, посвященных проблеме игры, которые показывают, что аутичных детей характеризуют специфические нарушения и низкий уровень развития игровых и символических навыков. В то же время, для аутистов, так же как и для нормально развивающихся детей, игра имеет огромное значение. Она позволяет развить их исследовательские навыки, символические способности, гибкость мышления, воображения. Это оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится менее однообразным, стереотипным и более гибким.
Модератор: сообщение отредактировано в соответствии с п. 2.14 Правил форума. Просьба соблюдать Правила.

Re: Аспи или нет: неопределившаяся

Добавлено: 29 июн 2012, 22:16
mkdir
Меня интересовала возможность наличия символической, но стереотипной, повторяющейся игры. Утрировано: одел куклу, "приготовил еду", "покормил", раздел, "уложил спать" и далее по этому же циклу, причем из раза в раз с явным недостатком новых идей и без: "А давайте он будет/пойдет/сделает..." (цикл может быть длиннее, но всегда практически без изменений и отклонений от шаблона).
В моем случае не было. Все действия ограничивалась нецелевым использованием частей игрушек и предметов. Понятно?

Позднее, во взрослом возрасте удалось придумать для 3х летнего племянника игру: фигурка человечка звонит в дверь домика, открывает дверь, поднимается по лестнице, выходит на балкон и прыгает вниз (дальше фантазии не хватило), цикл, никаких отступлений от правил. В его 6 лет играли так: рассаживали фигурки животных по сторонам коробки из-под конфет, ставили тарелки, убирали тарелки, клали фигурки на спины, накрывали одеялами, цикл.
В обоих случаях каждый этап цикла занимал 1-2 минуты, а общая продолжительность варьировалась от 15 до 30 минут.

Re: Аспи или нет: неопределившаяся

Добавлено: 29 июн 2012, 22:40
Elhana
mkdir писал(а):В моем случае не было. Все действия ограничивалась нецелевым использованием частей игрушек и предметов. Понятно?
Да, про ваш случай я поняла, спасибо.
В его 6 лет играли так: рассаживали фигурки животных по сторонам коробки из-под конфет, ставили тарелки, убирали тарелки, клали фигурки на спины, накрывали одеялами, цикл.
Интересно. Вот с фигурками животных играть (сажать за стол, укладывать спать) никогда не могла. Только куклы. Если это игрушка в виде собаки, то она и должна выполнять роль собаки (сидеть на поводке, лаять), но не более. Антропоморфизм зверей я допускала только в сказках и мультиках, но не имитировала его в игре.

Re: Аспи или нет: неопределившаяся

Добавлено: 02 июл 2012, 10:36
ANTigona
Elhana писал(а):Интересно. Вот с фигурками животных играть (сажать за стол, укладывать спать) никогда не могла. Только куклы. Если это игрушка в виде собаки, то она и должна выполнять роль собаки (сидеть на поводке, лаять), но не более. Антропоморфизм зверей я допускала только в сказках и мультиках, но не имитировала его в игре.
Вот как)) Это лишний раз доказывает, что все люди разные. А уж нейроотличные и подавно!
Моя аутичная дочь играет ТОЛЬКО с животными. Причем, разница с младшой нейротипичной очевидна: она одна не может играть в ролевые игры. В одиночестве она как правило рисует свои журналы и пишет в них статьи. Рисует книги. Раньше журналы сотояли из подробностей, которые в жизни пропускаются мимо: рекламы, названий издательств, года издания, офсетная печать ))) Сейчас появляются статьи. Герой неизменны: муравьи, хорек, крыса и коты.
А вот подруги вполне могут вовлечь ее в ролевую игру.
С аутичным папой они тоже циклично играют в какие-то Темные игры. Уже лет 6. Почти каждое утро. Хвала небесам за аутичного папу )) Я это не выдерживаю.

А нейротипичная младшая с ходу начинает играть в стандартный набор детских девчячьих игр. Никто никогда не учил. Сама кашу варит, всех кормит, спать укладывает. Придумает и подушку, и одеяло из подручного материала. Не проблема наварить каши из песка и супа из одуванчиков. Нажарить котлет из подорожника. Полечить всех магнитиками, забинтовать травинкой.

С другой стороны, младшая требует повторения, например, историй слово в слово. Не терпит никакого отступления.
А старшая аутичная этим никогда не заморачивалась. Как ни странно, ей нравилось как раз НЕ повторение. Однажды я придумала историю сама, и после этого она с криками отвергала любую попытку ей почитать. Замучились выдумывать. Многое было прочитано сначала мной, затем следовал вольный пересказ. Поскольку фантазировать в таких объемах было мучительно.

Re: Аспи или нет: неопределившаяся

Добавлено: 09 июн 2013, 09:44
Elhana
Результаты тестов

Баллы (TAS-20-R): 67
(высокий результат)
Трудности идентификации чувств: 22
Трудности с описанием чувств другим людям: 22
Внешне-ориентированный тип мышления: 23

Баллы (ASSQ): 35
(высокий результат)

Re: Аспи или нет: неопределившаяся

Добавлено: 10 июн 2013, 09:12
pti
Практически не помню детство. Или общими фразами общее положение дел описать или незначительные эпизоды (без сюжета) картинками вспоминаются.. иногда кто-нибудь напишет про себя и у меня возникает картинка.. действительно, у меня тоже так было..
yana писал(а):Помню еще одну странную "игру" - соединение бельевых прищепок друг с другом в как можно более длинную цепочку.
Очень любила собирать. Только не одну цепочку, а скорее такие фрактальные структуры.. У прищепки ведь два кончика и за каждым можно выстроить цепочку и так далее.. Такие деревянные прищепки с железными пружинками.. Пластмассовые, кстати, не любила, потому что они хуже держались (или не держались вообще) в цепочке..

Еще одну игру вспомнила. Был большой мешок пуговиц разных. Мы с братом играли в магазин. Игра заключалась в раскладывании пуговиц по кучкам одного вида и опеделении "что есть что". Например, зеленые большие круглые - арбузы, маленькие темные - огурцы и т.д. Вся игра состояла в построении такого магазина и раскладывании товара. До покупок ни разу не доходило почему-то.. Мешок был большой.. Да и это уже как бы не интересно было.

Re: Аспи или нет: неопределившаяся

Добавлено: 11 июн 2014, 16:03
Elhana
Сегодня психиатр заполняла карточку для предстоящей на следующей недели госпитализации по поводу сомнамбулизма и депрессии и в какой-то момент, после вопросов о моем детстве, сказала: "Раньше на это внимания практически не обращали, сейчас это называют детский аутизм".
Я не знаю, разделяет ли она СА и РДА, но факт остается фактом: диагноз "аутизм" в мой адрес из уст психиатра прозвучал.